Трое членов нового правления Эстонского cоюза автоспорта, избранного 3 февраля, уже решили уйти с поста. О самоотводе сообщил также генеральный секретарь союза Арно Силлат.
Союз автоспорта страдает от интриг
Оставившие свои должности персоны являются давнишними руководителями отечественного автоспорта — это Тоомас Сильдмяэ, бывший президент союза, Индрек Илометс, который около десяти лет был председателем Комитета ралли, и Марек Кийза, который с осени исполнял обязанности президента Союза автоспорта.
Правление, неожиданно лишившееся трех своих членов, еще не выбрало председателя, не найдена пока и подходящая кандидатура на пост президента.
«Однако союз не остался совсем без руководства, — сказал член правления Олег Гроссь. — Силлат должен оставаться на посту генсекретаря до марта, кроме того, в правлении продолжат работу несколько человек, которые и прежде входили в его состав. Компетенции должно хватить».
В то же время Гроссь отметил, что одновременный уход нескольких человек создал в управлении союзом изрядную неразбериху.
Тех, кто в курсе внутренних дел Союза автоспорта, такое развитие событий не удивило. В последнее время в союзе сформировались два противоборствующих лагеря. В одном оказались давнишние деятели, которые на протяжении многих лет занимались управлением автоспортом, а в другом — новоприбывшие, которые усмотрели в деятельности старой команды явные признаки стагнации.
В прошлую пятницу было созвано общее собрание Союза автоспорта, чтобы изменить устав и выбрать новое правление. Председатель правления Кийза записал на бумаге имена тех, кого хотел видеть в правлении, а вечером перед собранием разослал список этим людям. Со своими идеями и видением будущего он ознакомил всех еще раньше.
Однако перед собранием Маркко Мяртин, Олег Гроссь, Арво Ояпера и Эрик Лепиксон заявили, что берут самоотвод из списка Кийза и баллотируются в правление союза в составе другого списка, который, якобы, был составлен под руководством Айво Пярна. В конце концов общее собрание решило голосовать по всем кандидатурам, представленным в обоих списках, из которых и были выбраны 12 человек.
Взаимные обвинения
Через пять дней после избрания правления, 8 февраля, в разговоре с Postimees Гроссь выразил недоумение — почему люди, заявившие теперь об отставке, сразу не сообщили о своем намерении.
По его словам, они были готовы тесно сотрудничать с другой стороной. «Например, Кийзу мы хотели предложить место председателя правления, — заверил Гроссь. — Теперь же состав правления сильно перекошен в сторону одного вида — авторалли. Я не считаю это правильным».
На самом деле в новом составе правления гонщики были в преимуществе и до ухода трех человек. Именно это стало одним из главных аргументов их отказа. По их словам, до сих пор политика Союза автоспорта была максимально широкой — помимо ралли, внимание уделялось и мотогонкам, и мотокроссу, и гонкам на ускорение, и картингам.
Теперь же они опасаются, что вся деятельность союза сосредоточится на ралли. Получив от избирателей сильный мандат, они, тем не менее, не считают, что, подав в отставку, подвели клуб.
Давнишним деятелям не понравилась активная деятельность Пярна. В свое время он «прославился» в качестве одного из главных героев в деле о коррупции Виллу Рейльяна. Впрочем, и без этого инцидента у него было довольно пестрое прошлое.
Активным поклонником ралли Пярн стал после того, как его сын Сандер начал заниматься этим видом спорта. Последние годы Пярн-старший не пропускает ни одного соревнования с участием сына. Поскольку Сандер Пярн соревнуется в цветах MM-Motosport, принадлежащего Мяртину, то его связь с этим обществом понятна.
Однако в кругах автоспорта распространяются сомнения насчет того, что Пярн, который раньше состоял в правлении Лыжного союза, пробился в руководство автоспорта с целью личной выгоды, и весь его интерес ограничивается заботой о своем сыне.
Ссылаясь на Сандера Пярна говорится о пособии в 100 000 евро, которое FIA и эстонское государство выделят Союзу автоспорта на поддержку молодежной работы, и обсуждается, как распределить эти деньги. Правда, использовать эти деньги не по назначению невозможно — так считает и Кийза, который приписал получение пособия хорошей работе прежнего правления.
«В последнее время союз стабильно двигался в сторону улучшения, — отметил Кийза. — В ближайшее время государственную зарплату могут начать получать три гонщика — Кевин Корьюс, Стен Пентус и Отт Тянак. К Иванову дню будет готова обновленная пярнуская трасса. Она предназначена не только для мотогонщиков, но и для раллистов».
Перечень мероприятий, которые назвал Кийза, производит солидное впечатление, но люди, захватившие власть в Союзе автоспорта, упрекают бывших руководителей именно в недостатке реальной деятельности.
С кем бы ни зашел разговор, он всегда переходит на ралли. По мнению некоторых людей, это вполне оправдано, поскольку в деятельности и доходах Союза автоспорта ралли играет важную роль, да и гонщиков там больше, чем в любом другом виде — 800 лицензированных раллистов против 30 зарегистрированных мотогонщиков.
На вопрос о том, что делать дальше, ни у одной из сторон нет ясного ответа. Прежние деятели дипломатично сообщили, что они, вероятно, слишком задержались в руководстве, и дали понять, что решение проблемы больше не входит в их задачи. «Возможно, будет лучше какое-то время понаблюдать со стороны», — отметил Кийза.
Разные должности
Новое руководство оказалось в сложной ситуации. Гроссь признался, что о новом генсекретаре они еще не думали. Заменить покинувших правление членов до следующего общего собрания невозможно, поэтому председатель будет выбран из девяти человек. По данным Postimees, им может стать Эрик Лепиксон. Идеологическим руководителем этого крыла является Мяртин, но его пост председателя правления якобы не интересует.
Кто же станет президентом Союза автоспорта? Раньше этот титул автоматически доставался председателю правления, но по новому уставу теперь это разные должности. Говорят, что организаторы «дворцового переворота» сначала сделали ставку на Мятрина, однако лучший раллист заявил, что не заинтересован в этой должности. Следующим было названо имя Гросся, но и вирумааский бизнесмен отказался от этой чести.
«Мяртин был бы лучшим кандидатом, но он еще не готов к этому. Нам не нужно спешить, место президента пока останется вакантным, реальной работе это не помешает», — сказал Гроссь.