Профессор молекулярной медицины: сторонники вакцинации тоже живут в своем пузыре (12)

Ана Ребане
Ана Ребане Фото: Erakogu

Правительство ввело ограничения, которые больнее ударили по непривитым людям, и некоторые из них теперь поставлены перед выбором: вакцинироваться или расстаться с работой. Эти ограничения помогают или, наоборот, раскалывают общество? Профессор молекулярной медицины Тартуского университета Ана Ребане задается вопросом: почему в Эстонии все еще так много невакцинированных людей?

Вчера я четыре часа болтала со свояком, который переболел короной - он не вакцинировался сам, и члены его семьи тоже не хотят вакцинироваться. Я пыталась понять, почему они так себя ведут, когда вакцинация стала совершенно доступной. Я хотела узнать, где и когда исчезло его доверие к врачам и ученым, которые говорят о необходимости вакцинации. А позавчера я посещала школу Луунья, чтобы поговорить с родителями учеников и учителями. Я получила ряд очень хороших и наводящих на размышления вопросов.

Я обнаружила, что жила в своем пузыре. Для меня все было просто. Вакцинация для меня означает, что я получаю дополнительную защиту и беру на себя ответственность перед другими; это значит, что я с меньшей вероятностью распространяю вирус. Я больше не думаю об этом, живу своей обычной жизнью. Я надеялась, что подавляющее большинство людей считает так же, но оказалось, что нет.

Для многих вакцинация стала политикой. В настоящее время хуже себя чувствуют те, у кого мало работы и кто потерял доход. В этом случае вакцинация воспринимается как государственная политика принуждения, а отказ от нее является протестом. Если год назад вы переболели короной и она не протекала у вас серьезно, или вы не заразились при тесном контакте, трудно понять, зачем делать прививку. Если вы никогда не интересовались биологией, практически невозможно понять, какой газетной статье верить, а какой нет.

Люди не всегда знают, как самостоятельно улучшить свое положение - ни психологическое, ни экономическое. В такие периоды они более чувствительны к ошибкам правящей власти. Научный совет в настоящее время относят к власти.

Например, когда весной Дания временно приостановила использование AstraZeneca, один из членов научного совета поспешил сообщить прессе, что датские излишки следует забрать нам. Он ни разу не подумал о том, что такой призыв может создать ощущение, будто о жителях Эстонии не заботятся.

Та же ситуация сейчас и с вакциной Moderna: люди спрашивают, почему ее использование не остановили. Со своей стороны, я пыталась объяснить, что семейные врачи и центры вакцинации осведомлены о рисках и что следует избегать использования Moderna в группе высокого риска по миокардиту (воспалению сердечной мышцы). Очевидно, что мейнстримная пресса также говорила и писала о возможных побочных эффектах вакцин. Но в данном случае альтернативная пресса оказалась более прилежной.

Это не значит, что я сама критически отношусь к правительству и научному совету - они, на мой взгляд, делают прекрасную и благодарную работу, а ошибки в этой работе запрограммированы заранее. Решения нужно принимать быстро, и они не могут быть удачными для всех.

Природа не терпит пустоты. Нынешней сложной ситуацией начали пользоваться популисты и прочие люди, нуждающиеся в большем внимании. На борту оказалось и несколько семейных врачей и людей с опытом исследовательских работ, которые смешивают научные факты с непроверенными утверждениями и ловко играют на эмоциях людей. У меня нет каких-либо доказательств, но если Каари Саарма и Мартин Хельме с разницей в пару дней говорят, что для лечения от COVID-19 вакцине следует предпочесть ивермектин и другие методы раннего лечения, то для меня это движение одного порядка. Опять же, ивермектин не помогает при коронавирусной инфекции и COVID-19, что было доказано в нескольких клинических испытаниях. Не существует эффективного раннего лечения.

Клиника Тартуского университета перегружена, ситуация здесь самая тяжелая. Что может сделать каждый, чтобы облегчить ситуацию и при этом остаться верным своим принципам? Мне неоткуда взять данные, но я совершенно убеждена, что 95 процентов врачей и научного сообщества выступают за вакцинацию против вируса SARS-CoV-2. Почему я так думаю? Потому что 80 процентов учеников гимназий в Тарту были вакцинированы, и в некоторых старших классах на начало сентября этот процент уже превышал 90. Действительно, все наши дети были вакцинированы совсем недавно, поэтому защита очень эффективна.

Меня спрашивали, есть ли у врачей и ученых круговая порука? Я так не думаю. Мы просто знаем эту область и понимаем, что риски от вакцинации низки по сравнению с преимуществами, даже в ситуации, когда дельта-штамм коронавируса заражает вакцинированных с течением времени больше, чем вначале, и больше, чем мы ожидали весной. Мы просто понимаем, что вакцинация необходима и не имеет ничего общего с политикой правительства или нашим страхом перед конфликтом с коллегами.

В долгосрочной перспективе не имеет особого значения, совершают ли научный совет и правительство ошибки. Конечно, они ошибаются, как и все мы. Важно самостоятельно принимать решения о том, кому доверять, а кому нет. Действующая в Эстонии схема вакцинации и рекомендации полностью соответствуют современным требованиям и стандартам остального мира.

Подводя итоги - что все-таки посоветовать? Если вы еще не прошли вакцинацию, у вас по-прежнему есть эта возможность и общественная, но неполитическая, потребность. Эта потребность, конечно, больше всего возникает у людей из группы риска. Если вы чувствуете, что это ограничение вашей свободы и принуждение, то говорите об этом, высказывайтесь, предлагайте новые решения. Но все это можно сделать, даже если вы уже были вакцинированы.

Если вы уже переболели короной или были вакцинированы, следуйте рекомендациям врача и позвольте в нужное время ввести вам бустерную дозу. Соблюдайте дистанцию и не устраивайте больших вечеринок. Следуйте рекомендациям Департамента здоровья. Не сердитесь на тех, кто еще не сделал себе прививку. Люди живут в самых разных инфопространствах. Сообщения о необходимости вакцинации для них отличаются от тех, что получаете вы, те, кто понимает роль вакцинации.

Давайте будем беречь друг друга и оставаться здоровыми.

Наверх