Через Берингов пролив: как китобой вебкам-модель искал

Елизавета Калугина
Copy
Кадр из фильма «Китобой».
Кадр из фильма «Китобой». Фото: PÖFF

В рамках фестиваля «Темные ночи» будет показана лента российского режиссера Филиппа Юрьева «Китобой» — один из главных фестивальных хитов этого года, в котором безжизненный мир эротических видеочатов переплетается с суровым бытом чукотской деревни. Вебкам-модель сыграла Кристина Асмус, две другие главные роли исполнили не профессиональные актеры, а местные подростки (Владимир Онохов и Владимир Любимцев).

Картина Филиппа Юрьева, ставшая его дебютом в полнометражном кино, гремит на фестивалях уже год: главный приз в программе Venice Days от молодежного жюри 77-го Венецианского кинофестиваля, российские кинопремии «Ника», «Белый слон» и три награды на «Кинотавре», одной из который удостоился дебютант, найденный режиссером в социально-реабилитационном центре в Анадыре.

Лешка и Колян живут на Чукотке, в крохотной деревеньке, обитатели которой занимаются китобойным промыслом. Природа здесь суровая — тундра и ледяное море, условия жизни — спартанские. Время от времени кто-то пытается сбежать в Америку через Берингов пролив, и в основном заканчивается это трагически. Отдушиной в жизни главного героя Лешки становится эротический чат, вернее — девушка с ником Hollysweet_999. Лешка обнаруживает, что сайт зарегистрирован в Детройте, и его заветной мечтой становится найти девушку, ради которой он даже выучил несколько слов по-английски.

Фильм постоянно балансирует где-то на грани яви и грез. Лешка бежит от суровой действительности в чат к красавице из Детройта, разговаривает с ее изображением на экране, хотя она не видит его, да и не поняла бы, даже если бы видела. Однажды он обнаруживает, что «возлюбленная» занята в приватном чате, и на него накатывают ревность и отчаяние. Этот эпизод становится главным двигателем сюжета. Лешка готов на что угодно, лишь бы найти Hollysweet.

Кадр из фильма «Китобой».
Кадр из фильма «Китобой». Фото: PÖFF

Он задумал опасное путешествие в далекие сказочные края — в Детройт, и кажется, что по-своему трогательная история о первой эфемерной любви простодушного чукотского паренька вот-вот обернется трагической историей о разбитой мечте или страшной участи нелегальных мигрантов, а может, режиссер и вовсе похоронит своего героя в Беринговом проливе. Однако Филипп Юрьев решает пойти совсем другим путем. Он рисует мир порой враждебным, но все-таки добрым. Путешествие к верной гибели оборачивается дорогой к самому себе и своим корням. Герой заново обретает главное, что у него есть, — дом, семью и дружбу, а красавица из эротического чата тускнеет и исчезает, как мираж.

Важный персонаж в картине — дед мальчика, который ежедневно готовится к смерти. В финале он просит внука отвезти его в тундру. Он опускается на землю и лежит без движения, но смерть так и не приходит — пресловутое чеховское ружье в умелых руках режиссера не выстреливает. Эта финальная сцена усиливает общее впечатление от фильма: он полон доброго едва заметного юмора, жизнелюбия и оптимизма, которыми режиссер наполняет даже, казалось бы, самые безрадостные ситуации.

«Китобоя» многое роднит с картиной «Sheena667» Григория Добрыгина, вышедшей в 2019-м. В обоих фильмах девушка из вебкама вторгается в жизнь главного героя, и он сбегает к ней в чат от неприглядной российской действительности. Однако если лента Добрыгина скорее саркастична, то у Юрьева все предельно серьезно и трогательно, а юмор просвечивает лишь в абсурдности самой ситуации — несмотря на внешнее сходство, это совершенно разные по духу истории. В ленте Филиппа Юрьева столько своеобразия, что ее вообще довольно сложно с чем-то сравнить.

Атмосфера «Китобоя», медленно развивающийся сюжет и внимание к не слишком захватывающим деталям делает его типично фестивальным фильмом. Он не развлекает, а внимание зрителя не стремятся удержать во что бы то ни стало. Картину Юрьева нужно смотреть сосредоточенно, прилагая душевные усилия, но эти полтора часа не пройдут для зрителя даром. «Китобой» — цельный, мастерски снятый фильм, философская притча о смысле жизни и одновременно история взросления.

Кадр из фильма «Китобой».
Кадр из фильма «Китобой». Фото: PÖFF
Комментарии
Copy
Наверх