Сообщения об очередном задержанном, который продал или купил фальшивый Covid-сертификат — это верхушка айсберга. Пандемия породила растущий на глазах черный рынок. Еще вчера под подозрением были только медики, сегодня сертификатами торгуют наркодилеры, а турагенты предлагают вместе с путевкой купить отрицательный ПЦР-тест. И каждый новый скачок спроса на такие услуги связан в первую очередь с политикой государств. RUS TVNET проанализировал мировые СМИ и рассказывает, каков реальный масштаб проблемы.
Самое главное
- Не только сертификаты: купить можно даже медотвод
- Не только медики: торгуют и наркодилеры, и соцработники, и турагенты
- Цены: от 20 до 400 евро
- Закон: где-то до 10 лет, где-то вообще не преступление
- Причины: спрос подскакивает на фоне политической риторики
Компания Check Point Research (CPR), занимающаяся кибербезопасностью, исследует даркнет и регулярно публикует отчеты о нелегальной торговле ковид-сертификатами в "теневом интернете". По данным CPR, расширяется и сам черный рынок сертификатов, и его география.
На сегодняшний день поддельные документы о вакцинации продают в 29 странах, девять из которых вышли на этот рынок недавно — это Австрия, Бразилия, Латвия, Литва, Мальта, Португалия, Сингапур, Таиланд, ОАЭ. Кроме того, зафиксированы предложения купить сертификат вакцинации для США, Пакистана и Индонезии. Большинство подделок, по словам CPR, на сегодняшний день поступает из Европы.
"В ассортименте": QR-коды, ПЦР-тесты и даже медотвод
Три самых популярных "продукта" — это по-прежнему сертификат о пройденной вакцинации, документ о перенесенном заболевании и отрицательный ПЦР-тест.
Последние продают не только в даркнете. Так, в Манчестере турагент предлагал поддельные результаты теста вместе с путевками — так что понятие "все включено" заиграло новыми красками. А в Париже, в аэропорту Шарль де Голль, в этом месяце задержали группу лиц, продававших отрицательные результаты теста вылетающим пассажирам. Изначально они предлагали услуги упаковки багажа, но когда из-за пандемии поток туристов резко сократился, предприниматели нашли менее легальный способ дохода.