Эстонии угрожают штрафы ЕС за воду

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам руководителя Emajõe Veevärk Андруса Арухейна, предприятия, предоставляющие услугу водоснабжения и канализации в небольших населенных пунктах, сейчас стремятся уложиться в установленные сроки. Сумеют ли они выполнить требования евродиректив к концу следующего года, зависит от поступления средств из еврофондов.
По словам руководителя Emajõe Veevärk Андруса Арухейна, предприятия, предоставляющие услугу водоснабжения и канализации в небольших населенных пунктах, сейчас стремятся уложиться в установленные сроки. Сумеют ли они выполнить требования евродиректив к концу следующего года, зависит от поступления средств из еврофондов. Фото: Маргус Ансу

В местах проживания населения, где питьевая вода не соответствует установленным Еврокомиссией требованиям, Департамент здоровья может через два года перекрыть водопроводные краны

К концу следующего года на всей территории Эстонии во всех местах, где проживает 50-2000 человек, питьевая вода должна соответствовать строгим требованиям Европейского Союза, однако у нас имеется еще немало населенных пунктов, где ситуация далека от идеальной, что может обернуться немалыми штрафами.

Возникает вопрос, есть ли смысл зарывать десятки миллионов евро в бывшие совхозные поселки, ныне вымирающие, где древние трубопроводы в разваливающихся домах вряд ли продержатся долго, а ремонтировать их никто не собирается.

С 2004 года Европейский Союз выделил Эстонии из общего фонда свыше 664 миллионов евро, то есть более десяти миллиардов крон, однако пока нет никакой уверенности в том, что к концу следующего года все европейские требования к качеству воды будут выполнены.

Руководитель Matsalu Vee­värk Ханс Лийбек сообщил, что не знает, какие будут последствия, если установленные ЕС требования останутся невыполненными. «Возможно, это спекуляции, но я слышал, что может возникнуть ситуация, аналогичная истории с сахарным штрафам», — сказал он.

Огромные территории
С другой стороны, в местах проживания населения, где питьевая вода не соответствует установленным требованиям ЕС, Департамент здоровья может просто перекрыть водопроводные краны.

По словам заведующего проектным бюро отдела водоснабжения Министерства окружающей среды Антти Тооминга, государство сов­местно с местными самоуп­равлениями делает все, что от них зависит, и он надеется, что даже если что-то останется недоделанным к установленному сроку, Еврокомиссия не будет назначать штрафы.

Еще во второй половине минувшего десятилетия государство начало прилагать усилия по претворению в жизнь масштабного проекта водного хозяйства. Среди прочего были созданы новые фирмы водоснабжения, которые, в свою очередь, приняли «в наследство» от волостей и маленьких городов системы водоснабжения, построенные еще в советские времена, а также давно амортизированные очистные сооружения.

Так, например, возникла фирма Emajõe Veevärk, действующая в Восточной, Южной и Центральной Эстонии. На сегодняшний день ее сеть водоснабжения охватывает 19 волостей с более 50 поселений, а ее протяженность с севера на юг составляет 126 километров. При этом количество клиентов остается в пределах двух десятков тысяч.

В Западной Эстонии была создана система водоснабжения Matsalu Veevärk, также имеющая большую территорию и мало клиентов. Часть ранее действующих в маленьких городах предприятий водоснабжения расширила свою деятельность на соседние области.

Однако трудности стали возникать еще в самом начале: денежные поступления от Евросоюза начиная с 2004 года помогали наведению в системе порядка, но затем начался период экономического бума. Выяснилось, что полученных денег на то, чтобы реконструировать системы согласно установленным требованиям во всех населенных пунктах, не хватает.

Например, фирма Emajõe Veevärk реконструировала более половины систем водоснабжения в маленьких поселках, однако в большей их части пришлось проводить дополнительные строительные работы. «Действительно, еще не все они отвечают евродирективам», — признал руководитель предприятия Андрес Арухейн.

Фирма пока получает от Министерства окружающей среды разрешение на продажу населению питьевой воды, не соответствующей требованиям, но при этом безопасной для здоровья, но эта ситуация не может продолжаться бесконечно.

«В этом году мы все-таки планируем привести в порядок все очистные сооружения, однако это будет зависеть от решений фонда по вопросам финансирования», — добавил Арухейн.

Кроме того, некоторые небогатые волости вообще не присоединились к европейской программе, поскольку для этого необходимо было иметь долю самофинансирования. Например, старейшина волости Вынну Тыну Муру был даже не в курсе того, что вода должна отвечать требованиям и где брать для этого деньги.

Арухейн признал, что у предприятия имеется несколько десятков поселений и огромная территория обслуживания, однако приносить фирме прибыль при нынешних расценках, строго говоря, могут только город Эльва и те населенные пунк­ты, где есть более или менее крупные промышленные предприятия.

Среди клиентов Emajõe Veevärk можно найти и такие деревни, где число жителей не превышает полсотни человек. Стоимость услуги водоснабжения и канализации в таких местах должна быть 13 и более евро за кубометр, однако на самом деле она почти в пять раз меньше — 2,39 евро.

Арухейн не скрывает, что цены должны повышаться. По его мнению, никто не сомневается, что в небольших поселениях можно снабжать клиентов водой хорошего качества, но при этом он далеко не уверен в том, что скудное содержимое кошельков местных жителей выдержит подобную услугу.

Пробный камень
От стоимости услуги водоснабжения и канализации может зависеть популярность того или иного политика среди жителей волости на местных выборах. Если ситуация станет критической, акционеры Emajõe Veevärk могут принять сов­местное решение о ликвидации предприятия.

По словам руководителей некоторых небогатых волостей, уже сейчас цены на услуги водоснабжения приближаются к критическим. Вследствие этого местные самоуправления просто заберут назад сооружения водоснабжения и канализации. Тогда цены вновь понизятся, однако процесс реконструкции систем завершится лишь в отдаленном будущем.

И Арухейн, и Лийбек полагают, что выстроенные на европейские деньги сооружения также будут амортизироваться и со временем нуждаться во все более крупных инвестициях.

При этом количество жителей в сельской местности продолжает уменьшаться, и однажды может возникнуть необходимость поддержать существование недавно выстроенных систем водоснабжения при помощи государственных дотаций.

Цены на услуги от Matsa­lu Veevärk не повышались и не снижались уже в течение трех лет, оставаясь стабильными. Волости приняли решение, что ситуация не изменится и в этом году. «Если до конца года мы протянем на цене 2,48 евро за кубометр водоснабжения и канализации, это будет хорошо», — сказал Лийбек.

По его словам, все дорожает, в том числе и для предприятия Matsalu Veevärk. Сейчас фирма готовит ходатайство в Центр инвестиций в окружающую среду (Kesk­konnainvesteeringute Keskus, KIK), чтобы  привести систему водоснабжения в порядок в оставшихся поселениях.

Этим же занимается и Emajõe Veevärk. «За счет собственных средств мы не справимся, но если получим деньги от KIK, то к установленным срокам успели бы», — добавил Лийбек.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх