Директор Таллиннского Ыйсмяэского русского лицея Рита Юхансон и директор Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Нина Сытник рассказали выпускникам Осенней школы журналистики SSE Riga и Rus.Postimees Арине Гришаков и Вадиму Антифееву о системе образования, современных детях и дистанционном обучении.
Директора таллиннских школ: нужно готовиться к тому, что дистанционное обучение станет нашим будущим (6)
- Довольны ли вы нынешним состоянием школы, директором которой являетесь?
- Нина Сытник: Смотря с какой стороны взглянуть. Если говорить о внешней стороне, то я недовольна, так как мы не можем предоставить ученикам ту среду, которая есть в новых или отремонтированных школах. Наше здание очень специфическое и это вызывает очень много проблем, например, мы не можем взять большое число учеников, так как наши классы не очень то и большие. Также есть места, где нужен капитальный ремонт. К сожалению, список того, что нужно заменить, большой. Это довольно сложный и долгий процесс.
- Рита Юхансон: Это моя вторая семья, конечно.
- Если бы была такая возможность, какие изменения вы бы внесли в школьную систему обучения?
- Н. С.: Я считаю, что у нас достаточно хорошая система образования и школы автономны, сами принимают многие решения. Проблемы школы мы обсуждаем даже с родителями. Все документы обсуждаются не только с администрацией, а также с работниками, учителями, ученическим и попечительским советом. К самой системе я не имею претензий, но хотелось бы, чтобы родители и дети правильно понимали школьную культуру и относились к ней с пониманием.
- Р. Ю.: Я думаю, что предметов в школе, особенно в гимназии, слишком много. Нужно больше доверять ученикам, чтобы они сами прокладывали дорогу в образование и сами выбирали себе предметы. Не надо столько предметов - химия, физика, математика, музыка, искусство, физкультура. У них есть свои приоритеты, и мы должны к ним прислушаться.
- Какими вырастут нынешние первоклассники?
- Н. С.: Это уже будет другое поколение, которое станет более открытым, свободным, которое сможет защитить свои права. Раньше тоже были правила, но все-таки родители и дети просто считали, что если учитель что-то сказал, то это правильно и этого надо придерживаться. Сейчас уже нужно до мелочей расписывать правила, порядок в школе и все, все, все. Также не секрет, что молодежь имеет большой доступ ко всему через телефон и компьютер. Тем не менее, научиться саморазвитию самому очень сложно, поэтому наша задача — этому обучить. Сейчас у нас такая политика, что человек должен учиться всю жизнь. Поэтому ученик должен этому обучиться, если он хочет расти и развиваться всю жизнь.
- Р. Ю.: Я очень часто задаюсь вопросом, в какой школе первоклассники будут заканчивать обучение — в русскоязычной или эстоноязычной? Я думаю, что они уже не смогут до конца учиться на русском языке.
- Что вы можете посоветовать молодым родителям, дети которых только вливаются в учебный процесс?
- Н. С.: Родители должны понимать, что школа не такая какая, какой была при них. Это очень важно. Они также должны быть готовыми к тому, что учить детей будут совсем иначе, нежели раньше, так как все меняется, в том числе и методика. Нужно понимать, что ребенок учится в коллективе, что он не один, поэтому необходимо подготовить ребенка к новому большому коллективу. Важно, чтобы ребенок в первом классе уже не держал родителей за ручку, а был готов найти друзей и познакомиться с новыми людьми. Не очень хорошо, когда родители постоянно требуют чтобы ребенок получал только 4 и 5, иногда не оценивают правильно способности ребенка и требуют того, что он, например, не понимает. Также, наверное, стоит обучить ребенка доверию к учителю.
- Р. Ю.: Я думаю, что сразу, как ребенок родится, надо его развивать. Давать ему много читать и терпеливо отвечать на все вопросы, чтобы у него никогда не угас интерес к жизни и к миру. Я уверена, что наше любопытное будущее поколение сделает страну еще лучше.
- Как известно, в Эстонии можно работать с 14 лет. Как вы к этому относитесь?
- Н. С.: Я считаю, что работать во время каникул очень хорошо, а во время учебы — уже плохо. Это отражается на наших гимназистах. Если ученик находит работу и ставит ее на первый план, то это однозначно мешает учебе. Все должно быть в балансе, это не должно мешать учиться, потому как главная цель гимназии — это получить среднее образование. А если хочешь пойти учиться дальше, то нужно серьезно учиться и все-таки ставить учебу на первый план. Если вы пришли в гимназию учиться, то учитесь. Если хотите работать, то это должно быть на каникулах, выходных. А если к школьному дню добавлять еще и работу, из этого получается очень большая перегрузка.
- Р. Ю.: Летом, я думаю, да, это опыт. Я даже считаю, что стоит начинать раньше, чем в 14 лет. Я считаю, что неплохо было бы дать детям возможность хоть в школе взять метлу, убрать класс, помыть доску, как было в мое время. В таком случае мы будем ценить труд других, смотреть на их работу по-другому. А если мы не работаем до 18-19 лет, то мы просто не умеем это ценить.
- Из-за коронавируса все школы переходили на дистанционное обучение и делают это даже сейчас. Какой опыт можно извлечь от такого метода обучения?
- Н. С.: Однозначно, это очень полезный опыт, так как мы не знаем, какой учеба будет в будущем. Учиться самостоятельно — это очень важный момент, и не все ученики это умеют. Не все понимают, что дома нужно учиться, а не думать, что можно просто выключить камеру и пойти заниматься своими делами. Такими действиями, ученик может поставить себя в сложное положение. Дистанционное обучение сейчас — это вынужденная ситуация, а в будущем это вполне может стать основной формой учебы. Можно посмотреть на опыт школы в Риге, где установлена именно такая форма обучения. К такому будущему мы должны быть готовы. Родители также должны напоминать детям, что учеба нужна для себя и что стоит направить силы на нее, нежели просто сидеть с выключенной камерой и заниматься своими делами.
- Р. Ю.: Я считаю, что учителя в Эстонии служат примером всему миру. Знаю, что в Японии никакого дистанционного обучения, особенно в таком плане, как у нас, нет. В Германии дети относили домашнее задание в почтовые ящики школ. А так как у нас учителя приобрели знания об электронной среде, а также обрели желание качественно учить детей дистанционно, поэтому я считаю, что дети не потеряли ничего, а наоборот, приобрели. Мне кажется, что нашим будущим станет дистанционное обучение.
- Недавно прошли муниципальные выборы, голосовать было разрешено с 16 лет. Однако молодежь не горит желанием воспользоваться своим правом. С чем это связано?
- Н. С.: Вообще, молодежь достаточно аполитична. Я вела обществоведение много лет и мне самой было интересно спрашивать у 12-классников, насколько они интересуются политикой. В каждом классе можно найти одного-двух, максимум трех человек, которые интересуются политикой, а другие просто не читают политические новости, да даже обычные не читают. Это, наверное, такое поколение, которое направляет свои интересы в другое русло, чаще всего в творчество. Но это не отменяет того факта, что некоторые ученики пробуют себя в политике, а некоторые выпускники нашей школы даже участвовали на выборах.
- Р. Ю.: Наша жизнь идет впереди, а школа — чуть-чуть сзади. Уже в 10-м классе ученики могут участвовать в выборах, а обществоведение как предмет будет в 12-м классе. В 9-м уже говорят об этом, но они еще дети, и они думают, что 16-летие еще далеко. А когда наступает момент, когда нужно голосовать, об этом должны говорить на всех уроках. Это не должно быть только обществоведение: если речь идет о муниципальных выборах, то тогда о них могут говорить все учителя-предметники.
- Что вы можете пожелать нынешним ученикам?
- Н. С.: Терпения, выдержки, и особенно в наше время — здоровья, а также правильно оценивать свои силы. Также дам совет, что мы учимся не ради оценок, а ради знаний, и эти знания будут нужны человеку в будущем. Как будешь учиться, так и сложится дальнейшая жизнь, так что учитесь, держа в уме свои намерения и планы о будущем.
- Р. Ю.: Мудрости, терпения и способностей к эмпатии.
Вы находитесь в рубрике Generation P. Это платформа на портале Rus.Postimees, где молодые журналисты и выпускники Летней и Осенней школы журналистики SSE Riga и Rus.Postimees могут публиковать свои материалы.