История Кати Торим: как искусство предотвращения перегорания стало залогом успеха в рабочих делах

Фото: Laura Strandberg
Sisuturundus
, reklaamartiklite toimetaja
Copy

Семь лет назад известный автор, лектор и маркетинговый стратег Кати Торим с большой ответственностью руководила проектами, восстанавливала батрачий дом на своей мызе, развивала бизнес, связанный со стилем жизни, и одновременно растила двух маленьких детей. Она имела все основания гордиться тем, что могла все и даже больше. До того момента, когда весь ее мир рухнул. «Сгорел дотла», – как описывает это сама Торим.

«Постоянная внутренняя активность закончилась тем, что у меня начались странные приступы плача – чувство, что у меня больше нет сил. После работы я садилась где-нибудь на полу – хоть в гардеробе – и начинала плакать: вроде бы всего достигла, но не чувствую удовлетворенности. Жизнь больше не казалась легкой или радостной. Сегодня я понимаю, что я жила в сжигающем рабочем ритме, где мысленно всегда была на шаг впереди своих действий, не позволяла себе прийти в себя». Торим чувствовала, что ее силы на исходе, негативные эмоции не поддаются контролю и психологическое состояние очень плохое.

В одном журнале она прочитала чью-то историю, в которой узнала себя. Статью написал психолог центра Avitus, который сам когда-то пережил подобный опыт. Торим пошла на прием к автору, и начался ее короткий путь к диагнозу. Перенаправленная к психиатру, Кати в тот раз довольно быстро узнала свой диагноз – биполярное расстройство. «Сегодня я знаю, что думала о своей болезни в разы хуже, исходя из информации, которую получила от врачей, из Google и книг, и у меня начались тревожные расстройства, а в придачу к ним – панические атаки. Эмоции были смешанные, я ощущала страх перед болезнью. Независимо от диагноза, я все больше себя загружала, вдобавок ко всему пошла еще в университет изучать психологию, чтобы лучше себя понимать», – признает Торим.

Психиатр Хелена Ласс говорит, что перегорают не беспомощные люди, а те, кто всегда со всем справляется, всего добивается, кто хочет делать все наилучшим образом, и это означает непрерывную внутреннюю активность, которая может привести к ощущению, будто выходите по раскаленным углям. Когда человек находится на траектории перегорания, поначалу на организм влияют уже циркулирующие в крови гормоны стресса адреналин и кортизол.

На траектории перегорания вначале на фоне высокого уровня энергии доминируют эмоции активирующего действия, которые организм не может сдерживать бесконечно – на другой чаше весов находятся замедляющие эмоции, то есть человек начинает становиться медлительным, пассивным, у него может возникать ощущение пресыщенности, безнадежности и даже апатия. Эти тормозящие эмоции являются для организма неким предохранительным клапаном, позволяющим ему восстанавливаться после длительного периода активности и расхода энергии.

«Природа делает такой фокус: определенным образом блокирует запуск активных эмоций, и им на смену приходят эмоции, оказывающие замедляющее действие. Это необходимо, чтобы защитить наш организм, нашу способность оставаться живыми и здоровыми», – констатирует Ласс. По ее словам, перегорание можно рассматривать как процесс, при котором активность, требующая высокого уровня энергии, не запускается, а вместо нее доминируют пассивные эмоции, например, грусть, пессимизм, безразличие – может возникнуть клиническая картина депрессии. Биполярное расстройство означает колебание между депрессивным и противоположным ему маниакальным состоянием – для последнего характеры, например, чрезмерная работоспособность, быстрая речь, недостаточный сон, плохой аппетит.

Опыт Торим показывает, насколько легко получить ложный диагноз в водовороте успешного общества. Именно поэтому очень важную часть ее нынешней работы составляет трансляция в обществе темы предотвращения перегорания. Наверное, она попала в кабинет эксперта полностью перегоревшей, и это выглядело как депрессивная фаза. Психиатр диагностировал болезнь, с которой женщина тогда согласилась, поскольку ее душевное состояние было соответствующим. «Я почувствовала некоторое облегчение, поскольку за моей несостоятельностью стояла болезнь, а не тот факт, что я просто слабая или беспомощная. Я не должна была брать на себя ответственность за ситуацию», – подтверждает Торим.

Но со временем Торим смогла обратить болезнь себе на пользу.

Настоящим переломным моментом стало то, что Торим открыла для себя созданную в Эстонии практику – искусство сознательного изменения (teadliku muutuse kunst, TMK), которое преподает и рекомендует и психиатр Хелена Ласс. Торим начала практиковать искусство сознательного изменения с целью «отключить автопилот» и осознанно управлять своими эмоциями и энергией.

«Самой большой заслугой было то, что я не стала жертвой диагноза, а начала искать решения, которые помогли бы мне лучше справляться в жизни. После постановки диагноза я начала практиковать TMK и поняла, что в действительности являлось причиной моего переутомления. Я начала обновлять свою самооценку, училась говорить нет и одновременно училась управлять своим временем», – говорит она. «Сейчас по работе я делаю гораздо более ответственные вещи, но чувствую себя очень спокойно. Это спокойствие не от безразличия, а от наличия жизненных сил, способности достигать и оптимизма», – говорит Торим. Психиатр Хелена Ласс называет это состоянием flow (потока) – когда человек чувствует свою жизнеспособность и одновременное спокойствие.

«Моя бурная трудовая жизнь продолжается, но изменение заключается в том, что основой нового восприятия жизни является сознательное управление собой и предупреждение перегорания, в ходе которого эмоции направляются наиболее благоприятным для вас образом. К тому же я каждый день применяю методы управления временем и стрессом – от календарной системы до рейтингов. Сегодня я знаю, что перегореть можно и тогда, когда делаешь замечательные вещи. Я работаю по восемь часов в день, осознанно управляю временем и использую разные техники для достижения успеха в повседневных делах, этому же учу и свои команды, поскольку знаю, что перегоревший человек не приносит результата, а только вызывает смешанные эмоции во всей команде».

К примеру, помимо TMK, Кати ежедневно помогает мыслительное упражнение «психологический гардероб», которое позволяет с легкостью переключаться с одной роли на другую. «Это увлекательная мыслительная игра – я захожу в свой психологический гардероб и представляю, что там висят разные костюмы. Если я хочу подурачиться с детьми, я мысленно надеваю на себя костюм клоуна. Если у ребенка плохое настроение, я мысленно облачаюсь в костюм большого медведя. Когда я его обнимала, он говорил мне, что мои объятия такие теплые! Если я хочу быть соблазнительной супругой, то выбираю себе соответствующий костюм. Я могу с уверенностью сказать, что секрет моего нынешнего успеха заключается в мастерском управлении эмоциями и знании, что я сама могу решать, как я буду чувствовать себя в стрессовых ситуациях и как я позволю им повлиять на мою жизнь».

Если самочувствие оставляет желать лучшего и будничная жизнь нарушена, Торим рекомендует по возможности обращаться к специалистам и безо всяких отговорок посвятить себя расширению своего самосознания. Благодаря своему опыту сегодня Кати Торим убеждена, что, если бы семь лет назад она встретилась с психиатром Хеленой Ласс, которая обучает Искусству сознательного изменения (TMK), то ее проблемы решились бы проще, быстрее, безболезненнее и осознаннее.

Спонсором публикации является компания Janssen Eesti (эстонский филиал UAB Johnson & Johnson) EM-83205.

Комментарии
Copy
Наверх