Православие в Эстонии и молодежь: беседа со священником

Copy
Девушка в православной церкви.
Девушка в православной церкви. Фото: Vadiar/ Shutterstock

В наше время многие говорят о моральном упадке молодежи и медленной смерти христианства и религий в целом. Выпускник Осенней школы журналистики SSE Riga и Rus.Postimees Михаил Зайцев решил выяснить, что думает священник о популярности православия среди подрастающего поколения Эстонии?

Эстония – одна из наименее религиозных стран мира, и это, наверное, единственная в мире страна, где религия национального меньшинства является преобладающей: примерно 16% жителей являются православными и только около 10% – лютеранами. При этом с 2000 по 2011 год число лютеран снизилось на 54 000 человек, а число православных увеличилось на 33 000 человек.

Я сам старшеклассник, и не могу не признать, что среди молодежи идея познания мира через призму религиозных воззрений практически отсутствует. В моем классе из 20 человек только двое придерживаются каких-либо религиозных взглядов. А среди моих друзей и знакомых нет ни одного верующего.

Меня заинтересовал этот вопрос, ведь если так много атеистов среди моих сверстников, то есть ли в храме вообще молодежь? И даже если опираться на положительную статистику, приведенную выше, не произошло ли с 2000 по 2011 год чего-то такого, что мобилизовало почти все резервы, исчерпав весь потенциал дальнейшего роста?

Бросив гадать, я решил найти ответы на эти и другие вопросы в разговоре с православным священником одного из таллиннских приходов, который захотел сохранить анонимность.

- Как вы думаете, число православных в Эстонии растет или снижается?

- Трудно сказать. До коронавируса можно было ответить, что число православных в приходах московского патриархата потихоньку растет. Это было видно по статистике участников и востребованности просфор. И был виден рост в последние 13-15 лет. Но из-за вируса, ограничений и закрытия храма две весны подряд трудно дать сколько-нибудь точный ответ.

- Часто ли появляется молодежь?

- У нас есть молодежные движения как в приходе, так и в епархии. Также в приходе часто встречаются молодые семьи с детьми. Есть тенденция, что, достигая переходного возраста, дети, регулярно посещавшие храм с родителями, перестают появляться в церкви. Но проходит время, и достигнув сознательно возраста, вчерашние подростки начинают ходить сами и довольно регулярно. К сожалению, есть случаи, когда они не возвращаются вовсе.

- Бывают ли случаи когда, дети глубоко воцерковленных родителей начинают относиться к религии негативно? В чем может крыться причина этого?

- Наверное, бывают, но в нашем приходе я такого не замечал. Был вопиющий случай несколько лет назад в Нарве, когда сын, оканчивающий гимназию, убил своего отца-священника. Я считаю, что причина может крыться в воспитании. Например, когда верующие родители чрезмерно давят на своих детей, требуя от них неукоснительного исполнения религиозных предписаний: вычитывания молитвенного правила и канонов, строгого соблюдения постов и т.п. Молодым людям это зачастую не нравится, и естественная реакция на это – отдаление от церкви.

- Какие советы можно дать родителям, чтобы они не перегружали ребенка верой?

- Конкретного рецепта нет, все дети индивидуальны. Есть те, кто может отстоять в храме всю службу и не устать. Но такие случаи редки, и, вырастая, такие глубоко верующие люди часто стремятся к монашеству. Главная добродетель христианина – духовное рассуждение: нужно учитывать, что у каждого есть и духовный возраст, не совпадающий с возрастом по документам, и не стоит заставлять ребенка стоять всю службу от начала до конца. «Невольник – не богомольник»: надо чувствовать возможности ребенка и не давить на него. И главное – духовная жизнь ребенка не должна ограничиваться церковными службами. Нужно рассказывать детям о Христе и о священной истории, чаще говорить на духовные темы, пытаться дать христианский ответ на насущные вопросы, волнующие сына или дочь. Другими словами, стремиться к тому, чтобы христианское мировоззрение стало органичной частью его жизни. Также полезно объяснять, что означают те или иные обряды, как устроено наше богослужение, что оно символизирует. Нужно погружать ребенка в историю православия. И лучше всего это делать, рассказывая интересные истории.

- Есть ли сейчас молодежь, которая по собственной воле приходит в церковь к богу из атеистичных семей ?

- Бывает, молодые люди от 18 до 25 лет начинают искать себя и смысл жизни. И находят его в православном вероучении и богослужении. Но такое случается не так часто.

- Есть ли среди ищущей бога молодежи те, кто ищет его не для утешения своего горя или решения своих проблем, а для познания мироздания ?

- Да, конечно. У нашего прихода есть православный лагерь, где по вечерам проходят беседы. И молодежь задает довольно глубокие вопросы. Помню, лет десять назад, был молодой человек, который помогал мне чинить крышу храма. И он целый час задавал довольно экзистенциальные вопросы. Думаю, беседой он остался доволен, ведь все эти десять лет он активный участник в жизнедеятельности храма.

Вы находитесь в рубрике Generation P. Это платформа на портале Rus.Postimees, где молодые журналисты и выпускники Летней и Осенней школы журналистики SSE Riga и Rus.Postimees могут публиковать свои материалы.

Наверх