Эстонские ученые примут участие в поисках признаков жизни на Венере (1)

Йенс Раавик
Космический зонд
Космический зонд Фото: Mihkel Pajusalu

В сотрудничестве с Тартуской обсерваторией и другими исследовательскими учреждениями и компаниями готовятся три космические миссии к Венере для поиска признаков жизни в атмосфере. К концу проекта планируется доставить на Землю образцы, собранные на Венере, пишет Tartu Postimees.

Целью серии миссий Venus Life Finder является оценка пригодности для жизни облаков Венеры, а затем поиск там жизни. Миссии возглавляет Массачусетский технологический институт (MIT) в США. Исследователи из обсерватории Тартуского университета предложили два инструмента для измерения кислотности и содержания кислорода в облаках Венеры. Первоначальный прототип датчика кислотности был завершен летом 2021 года в рамках предварительной проработки миссии в Тарту.

Команду эстонских исследователей возглавляет доцент Михкель Паюсалу, заведующий отделением космических технологий Тартуской обсерватории. По словам Паюсалу, до сих пор предполагалось, что облака Венеры, ближайшей к Земле планеты, слишком кислотные, чтобы там могла существовать жизнь.

"Новые данные показывают, что предыдущим измерениям соответствуют и условия, в которых жизнь на Земле может хорошо существовать. Чтобы изучить кислотность, команда Массачусетского технологического института обратилась к исследователям из Тартуской обсерватории с просьбой создать устройство, способное измерять кислотность отдельных облачных капель Венеры. Летом 2021 года был построен первый прототип, демонстрирующий принцип его работы», - пояснил Паюсалу.

Хотя атмосфера Венеры в последний раз тщательно изучалась с помощью зондов в 1980-х годах, по словам Паюсалу, Венера снова становится очень популярным местом в Солнечной системе.

«И NASA, и ESA планируют новые миссии на Венеру, но ни одна из них не занимается непосредственно поиском признаков жизни в облаках Венеры или изучением их пригодности для жизни. Особенность наших миссий в том, что они в основном финансируются частными компаниями, и миссия разрабатывается вне космических агентств, чтобы делать это быстрее и дешевле», - пояснил Паюсалу. Технико-экономическое обоснование в значительной степени финансировалось фондом Breakthrough Foundation в Соединенных Штатах, а с последующими миссиями связан ряд частных компаний и фондов.

«На разработку аналогичных миссий в космических агентствах уйдут десятилетия, но мы планируем за чуть более чем десять лет отправить три космических зонда, затратив меньше денег и используя более инновационные инструменты, чем космические агентства могли бы себе позволить», - сказал Паюсалу.

Вероятно, изначально Венера была планетой земного типа, но очень сильный парниковый эффект поднял ее температуру до чрезвычайно высокого уровня, что сделало поверхность планеты непригодной для жизни. При этом температура и давление в облаках Венеры сравнимы с земными. В прошлом году в атмосфере Венеры также были обнаружены следы фосфина, и известно, что процессы, не содержащие жизни, не могут в условиях Венеры производить этот газ в таких количествах. Кроме того, это предварительное исследование обнаружило множество других странных данных из предыдущих исследований атмосферы Венеры.

В программе Venus Life Finder запланированы три миссии. Первой в 2023 году полет к Венере совершит миссия под руководством Rocket Lab, которая один пролетит через атмосферу Венеры и произведет первые измерения формы и состава капель в ней. Ожидается, что в 2026 году к Венере отправится следующий зонд, который откроет воздушный шар в атмосфере Венеры и проведет более точные и сложные измерения с помощью прикрепленных к нему инструментов. Для этого зонда также планируется разработать инструмент в Эстонии. Третья миссия, как ожидается, состоится в начале 2030-х годов и привезет образцы атмосферы Венеры для изучения на Земле.

В предварительных исследованиях недавно опубликованной миссии приняли участие более 50 ученых и инженеров из США, Великобритании, Испании, Польши, Японии, Швейцарии и Эстонии. Комплект миссий возглавляет профессор Сара Сигер из Массачусетского технологического института.

Из Эстонии в предварительном исследовании приняла участие команда Тартуской обсерватории Тартуского университета во главе с Михкелем Паюсалу. В команду Тартуской обсерватории также вошли Ида Раху, Лайла Каазик и Ярослав Якубвиский. В лабораторных работах участвовали и старшеклассники, особенно Агнес Рохтсалу (Пылваская гимназия), Эллен Мариголд Ропер (Таллиннская реальная школа) и Рийка Сеэба (Тартуская гимназия Тамме).

Датчик кислотности, который разрабатывается для зонда, будет построен в Эстонии сотрудничестве между эстонскими исследовательскими учреждениями и частными компаниями, его разработка продолжается.

Комментарии (1)