Здорово, что своя для всех, но неужели мы настолько разъединены, что нас надо сначала противопоставить, как два не слишком соприкасающихся полюса, а затем сплачивать и соединять мостами? Что это за общество, где твой успех или неуспех зависят от твоего имени? Или не зависят – но где-то глубоко в сознании это продолжает цеплять, лишая кого-то уверенности и желания пробовать, ошибаться и побеждать.
С другой стороны, разве исполнитель, не включенный в эстонское информационное и развлекательное пространство, стал бы вообще участвовать в этом мероприятии? И сколько русскоязычных из той же Нарвы, Ласнамяэ, Маарду, Силламяэ пришли на решающее выступление в Saku Suurhall или хотя бы посмотрели его по телевизору? В этом плане Алике мы должны сказать спасибо уже за то, что благодаря ей многие узнали о существовании самого конкурса. А кто-то, наверняка, задумается о том, чтобы повторить ее достижение. И, если повезет, на пятый-шестой раз это станет привычной нормой, а русскоязычные победители перестанут быть своего рода экспонатами на «Выставке достижений народного хозяйства», которых демонстрируют как экзотику и приводят в пример, помещая в немногочисленном ряду где-то между ведьмой Настей и Таней Михайловой.
«Победа интеграции, не меньше! И действительно: через тридцать лет после восстановления независимости выиграла девочка из Нарвы, которая родилась в независимой Эстонии. Ура, товарищи!» - иронизирует в Фейсбуке Яна Тоом. Можно было бы возразить, что самому шоу еще не исполнилось и пятнадцати лет, и попенять тем, кто в любом, самом радостном событии склонен выискивать лишь негативные стороны. Но пока мы не научимся понимать, почему появляются такие мнения и почему они зачастую пользуются популярностью в русскоязычном сообществе, в то время как в эстоноязычном - ровно по тому же новостному поводу - скачут розовые пони и единороги, мы не увидим подлинной истории успеха. И это не внешняя причина, как бы кому-то ни хотелось все на нее списать.