Сейчас мы привязали эти меры поддержки к конкретным целевым группам начиная с 1 сентября, но хотим повысить планку, чтобы под критерии получения помощи подходило больше людей.
В случае смягчения критериев на компенсации смогут претендовать 325 000 семей, или 600 000 человек.
– Мы слышали советы от министров-реформистов оплачивать счета за электричество в рассрочку. Не кажется ли вам, что это звучит достаточно цинично?
– Мы обсуждали в правительстве то, как помочь упростить общение поставщиков электроэнергии с потребителем, чтобы те относились к клиентам с пониманием и разделяли их тревоги, предоставив им возможность отсрочки по платежам.
Ситуация по месяцам – неоднородная. Есть периоды, когда цена на электричество близка к нулю, и людям особо много платить не приходится. И такие периоды еще будут – электробиржа будет работать как по часам, без каких-либо скачков.
Можно было бы переложить часть нагрузки по счетам на более дешевые периоды, и это было бы шагом навстречу со стороны производителей.
Очень надеюсь, что они проявят понимание к людям. Это же их клиенты!
– Выход Балтийских стран из энергокольца с Белоруссией и Россией еще больше подстегнет цены. Как это скажется на жизни простого народа?
– Что касается России, Белоруссии и возможности получения электричества из этих стран, то здесь дело стоит за Литвой, изменившей методику.
Во время моей встречи с премьерами Литвы и Латвии я поднимала эту тему. И понимания со стороны Литвы не встретила – оттуда идет достаточно болезненная реакция в отношении Белоруссии.
На самом деле, сейчас цены на электричество везде высокие – даже в Латвии они выше, чем в Эстонии. Разумеется, этим вопросом надо заниматься.
С другой стороны, когда мы говорим о России и Белоруссии, есть немало других поводов для тревог. В том числе – организованная Белоруссией гибридная атака на границе с Евросоюзом, которая не прекращается до сих пор несмотря на то, что с приходом холодов поток беженцев уменьшился. И во-вторых, это деятельность России в отношении Украины и последствия этого для нашей безопасности.
Границы Эстонии – защищены и прямой угрозы нет, но ясно то, что наша безопасность напрямую зависит от безопасности во всем регионе.