– Было очень холодно и безветренно, ветряки не работали. Во-вторых, в Балтийском регионе – дефицит мощностей. К тому же некоторые станции закрылись на ремонт – плановый или аварийный. Вот и получилось, что в Финляндии, Латвии, Эстонии и Литве цена была очень высокой.
Когда цены зашкаливают, можно попытаться сдвинуть потребление на ночь. В ночные часы электричество дешевле.
В Эстонии все больше электромобилей, и заряжать их следует ночью. Причем настраивать зарядку на ночное время можно уже автоматически.
Очевидно, что компенсации и ночное потребление – это краткосрочные меры. В долгосрочной перспективе важно инвестировать в электростанции.
Инвестировать нужно и в сланцевую, и в зеленую, и в атомную энергии. Напомню, что две последние – свободны от СО2.
Нарвские электростанции нужно держать наготове. В морозы нам очень нужны эти мощности, это гарантированная 1000 мегаватт электричества.
– Что можно сделать, чтобы снизить цену? Остались ли у Эстонии возможности влиять на тарифы, регулировать стоимость собственного электричества?
– Мы находимся на открытом рынке.
– То есть произведенное в Эстонии электричество мы продаем на биржу и затем покупаем втридорога?
– Цены формируются на бирже. 7 декабря, когда был побит ценовой рекорд, потребление в Балтии достигло 4 500 мегаватт, а производство составило всего 1 500 мегаватт. Не хватало 3000 мегаватт – в два раза больше, чем потребляет одна Эстония. То же самое было в Финляндии. Образовался дефицит, при этом количество кабелей у нас лимитировано. Восполнять его пришлось за счет импорта по биржевым ценам.