Много сил Дмитриев потратил и на то, чтобы отыскать могилы двух других этапов, которыми увозили приговоренных к расстрелу с Соловецких островов - предположительно один из них может находиться на севере Ленинградской области.
Архивы ФСБ, в которых могут содержаться указания на места расстрелов, закрыты для исследователей.
На уже известных архивных данных Дмитриев работал над составлением книг памяти о погибших и репрессированных жителях республики. Второе издание книги "Место памяти - Сандармох" вышло, когда Дмитриев уже находился в заключении.
"Нам казалось, что темные времена остались в прошлом"
В мае этого года карельский правозащитник был награжден премией Сахарова. Осенью на церемонии вручения премии была зачитана речь Юрия Дмитриева, переданная им из СИЗО.
"Все эти годы я, по мере сил и способностей, возвращал имена и добрую память многочисленным жертвам коммунистического произвола, существовавшего в моей стране в прошлом веке, - писал он. - Искал, находил и превращал в места памяти могилы жертв политических репрессий. Возвращал ныне живущим людям из разных стран имена и память о пропавших во мраке коммунистических времен их родных и близких, рассказывал о судьбе, об их трагической кончине, о месте их захоронения. Писал книги, чтобы сохранить эту память".
"Нам казалось, что эти темные времена остались в прошлом. Но правы оказались те, кто говорит, что история развивается по спирали. Вновь в России заработал репрессивный механизм. Вновь арестовывают и бросают в тюрьмы людей, несогласных с сегодняшним политическим курсом правителей. Вновь поводом для ареста служат придуманные перепуганной властью причины. Снова в моей стране по желанию власти закрываются газеты и журналы, редакции теле- и интернет-изданий. Все больше людей вынуждены покинуть страну, опасаясь за свою жизнь, за своих детей, родных и близких".
Завершая свое послание, Дмитриев написал, что, как бы ни сложилась его судьба, он будет продолжать усилия по восстановлению трагической истории России.