Люди беспричинно связывают свои болезни с вакциной (7)

Copy
Руководитель бюро надзора за безопасностью Департамента лекарств Мая Уускюла ходит на работу со своим трехлетним ротвейлером Варро, поскольку день может оказаться очень длинным, а собака помогает и ей, и коллегам снизить стресс.
Руководитель бюро надзора за безопасностью Департамента лекарств Мая Уускюла ходит на работу со своим трехлетним ротвейлером Варро, поскольку день может оказаться очень длинным, а собака помогает и ей, и коллегам снизить стресс. Фото: Kristjan Teedema
  • Представления о связи вакцины с проблемами здоровья чаще всего ошибочные
  • В прошлом году поступило 6400 сообщений о побочных эффектах
  • Обывателю легко провести параллель между прививкой и проблемой со здоровьем

Когда женщина в возрасте за пятьдесят сообщила в Департамента лекарств о возникновении тромбов меньше, чем через три недели после прививки Pfizer, у собирающего информацию о побочных эффектах учреждения сразу возникли вопросы. Во-первых, нет данных о том, что mRNA-вакцина, коей является Pfizer, может вызывать внутричерепное кровотечение. Во-вторых, тромбы — это очень часто встречающаяся проблема со здоровьем, пишет Postimees.

По просьбе Департамента лекарств женщина прислала выдержки из своей истории болезни, которые показали, что у нее серьезное ожирение, — индекс массы тела больше 47 — артроз коленных суставов, который мешает движению, и сидячая работа. Кроме того, она курит. Все это обычные факторы риска для возникновения тромбов. В истории болезни также написано, что эндокринолог уже за несколько месяцев до вакцинации посоветовала пациентке со всей серьезностью отнестись к снижению веса. По оценке Департамента лекарств, причиной возникновения тромба в описанном случае, вероятнее всего, является что-то другое, а не вакцина от коронавируса.

В прошлом году Департамент лекарств получил от пациентов, их родственников и врачей более 6400 сообщений о возможном возникновении побочных эффектов или неэффективности вакцин от коронавируса. Менее 300, то есть меньше пяти процентов из них, описывали как минимум один серьезный возможный побочный эффект, при котором имелась временная связь с вакцинацией.

Несмотря на то, что исследование, проведенное американским Центром контроля и борьбы с заболеваниями с участием 11 миллионов человек, показало, что вакцины от коронавируса снижают смертность во всех возрастных группах по сравнению с невакцинированными, вакциноскептики и противники, используя платформы всевозможных социальных сетей, сумели создать ощущение, что вакцины опасны, даже опаснее, чем коронавирус — что неправда — и убивают людей. В конце прошлого года они использовали в Эстонии два случая: когда 16-летняя девушка умерла через пять недель после получения первой дозы вакцины, и когда 23-летний молодой мужчина умер через четыре недели после получения второй дозы.

При внимательном изучении выяснилось, что у девушки имелась тяжелая болезнь, от которой она умерла, и ситуация усугубилась еще до иммунизации. Мужчина умер дома от миокардита. Вопросы вызывает тот факт, что за полгода до этого ему диагностировали нарушение ритма сердца, но данных о том, занимался ли он лечением этого заболевания, нет. Поскольку миокардит является известным побочным эффектом от вакцин mRNA, а также имелась временная связь с вакцинацией, Департамент лекарств все же признал связь с вакциной вероятной, но добавил, что внезапной смерти мог способствовать резкий сбой ритма сердца из-за миокардита.

Притянутые за уши слухи

Поскольку вакцинация является массовой, — только от коронавируса в прошлом году в Эстонии было сделано почти 1,8 миллиона уколов — пугающая информация о разных побочных эффектах и осложнениях распространяется в социальных сетях быстро и бесконтрольно, поэтому неизбежно, что люди невольно связывают любые проблемы со здоровьем именно с вакциной, признает руководитель бюро надзора за безопасностью Департамента лекарств Мая Уускюла. Конечно, по ее словам, страхи усиливает и то, что многие уже давно ни от чего не вакцинировались.

Чаще всего обвинение вакцин начинается с того, что родственники больного не знают о его заболевании, поэтому неприятный диагноз становится для них неожиданность. Например, родственники одного человека предпенсионного возраста считали, что его госпитализация была связана с вакцинацией, а не с запущенным раком легких. Много раз взрослые дети писали по поводу инфаркта или инсульта матери или отца, что ранее родители был совершенно здоровы и никаких лекарств не принимали, но из истории болезни выяснялось, что у пожилого человека имеются серьезные заболевания сердца, для лечения которых ему назначались лекарства, которых он не принимал. «Нет ничего удивительного в том, что болезнь усугубилась», - говорит Уускюла. Поэтому, по ее словам, очень важно, чтобы дети интересовались здоровьем пожилых родственников и знали, какие лекарства они должны принимать.

В прошлом году Департамент лекарств получил и пару сообщений о том, что весной человек сделал прививку, а осенью внезапно умер. Но серьезные побочные эффекты от вакцины проявляются в течение примерно одного месяца. Если за это время проблем со здоровьем не возникает, маловероятно, считает Уускюла, что выявленные позже проблемы связаны с вакциной: «Это неизбежность, что однажды мы все умрем, но не от вакцины от коронавируса или еще от чего-то. Чаще всего от каких-то иных заболеваний, а меньшинство - от старости».

Ирья Лутсар.
Ирья Лутсар. Фото: Remo Tõnismäe

Профессор медицинской микробиологии Ирья Лутсар, бывший руководитель научного совета объясняет притянутые за уши побочные эффекты тем, что в последние два года говорили главным образом о ковиде, и многие не связывают с этим другие заболевания: «Мы стали особенно чувствительными к побочным эффектам. Но такого, чтобы от вакцин от коронавируса возникало слишком много побочных эффектов, и люди умирали только из-за них, конечно, нет».

По оценке Департамента лекарств, из 37 присланных в прошлом году сообщений о смерти, лишь в четырех случаях возможна связь с вакциной, и в двух случаях нельзя исключать вакцину, но были и другие причины.

Людям, далеким от медицины, очень просто провести параллель между иммунизацией и возникшей после нее болезнью. А врачи используют при выявлении заболевания дифференциальный диагноз, который учитывает все возможные причины. В противном случае, провела параллель Уускюла, если в каком-то помещении совершено убийство, нужно было бы считать убийцей того, кто оказался рядом в момент обнаружения преступления.

Страшные истории в СМИ

То, что причиной возникновения проблем со здоровьем не обязательно должна быть виновата вакцина, хотя на первый взгляд кажется именно так, на собственном опыте узнала поздней осенью прошлого года известный таллиннской семейный врач Кармен Йоллер. Пациентка старше шестидесяти лет через месяц после получения вакцины Pfizer пожаловалась ей на сильную, отдававшую в руку боль под левой лопаткой. При осмотре больной у Йоллер возникло ощущение, что у нее воспаление нерва: «Как врача, меня встревожило то, что боль была необычно сильной, она беспокоила пациентку и по ночам».

Семейный врач Кармен Йоллер.
Семейный врач Кармен Йоллер. Фото: Konstantin Sednev / Postimees

Через неделю боль распространилась на плечо и шею, после чего Йоллер отправила пациентку сдать анализ на боррелиоз. Ответ оказался положительным. В больнице у нее был диагностирован вызванный боррелиозом менингит.

Сообщения, когда связь между вакциной и возникшей болезнью установить невозможно, но о которых в Facebook распространяются жуткие истории, как, например, в группе с 18 000 членами - «Побочные эффекты от вакцины от коронавируса», в Департамент лекарств поступают непрерывно. Одним из таких заболеваний является фибромиалгия, которую характеризует масштабный хронический болевой синдром и повышенная чувствительность к боли. Эта болезнь протекает приступами, а лекарства от нее не особо помогают. Некоторые пациенты связывали приступы с вакциной. «Мы не можем исключать, что вакцина может временно обострять это заболевание, - отмечает представитель Департамента лекарств Уускюла. - Но вакцина его не вызывает. По крайней мере, сейчас таких данных нет». В целом, фибромиалгия связана с психологическими проблемами и стрессом.

Об одной женщине возрасте 30 с небольшим лет поступило сообщение, что через неделю после первой вакцинации у нее началось маточное кровотечение. Департамент лекарств никогда не выносит решения только на основании той причины, которую предполагает пациент, поскольку он может скрывать определенные вещи: курение, симптомы заболевания, которые возникали еще до вакцинации, или прежние проблемы со здоровьем. В серьезных случаях департамент просит представить выписки об амбулаторном и стационарном лечении, а также связывается с семейным врачом. «Получение такой информации — это работа детектива».

Так выяснилось, что у женщины и раньше возникали такие кровотечения, а за месяц до этого она начала принимать противозачаточные препараты, от которых кровотечение — очень частый побочный эффект. Нельзя, по мнению Департамента лекарств, из-за совпадения по времени связывать кровотечение с вакциной: вероятнее всего, причина проблемы кроется в ином заболевании.

Чаще всего после вакцинации сообщают о том, обнаружили у себя на коже образования, которых раньше якобы не было. Рак кожи не возникает за одну-две недели, определенно проблема возникла намного раньше — чаще всего они возникают у пожилых людей. Но поскольку после вакцинации люди начинают думать о здоровье, они лучше замечают какие-то изменения, объяснила Уускюла.

Одним из самых ярких примеров: пациент отправил в Департамент здоровья фотографии своих пожелтевших стоп и утверждал, что это возникло после вакцинации. Для сравнения департамент попросил прислать более поздние фотографии и обнаружил, что одна из стоп окрашена менее интенсивно. Человек сам сознался, что после посещения душа стопа посветлела. В чем дело, так и осталось невыясненным, поскольку человек остался при своем убеждении, что содержащиеся в вакцине вещества проявились через стопы. На этом он и прекратил общение с Департаментом здоровья.

Вводящий в заблуждение подход

Однако все это не означает, что у вакцин нет побочных эффектов. «Я всегда говорила, что если что-то оказывает влияние, то у него есть и побочные эффекты, - говорит профессор Лутсар. - Вопрос в том, насколько хорошо мы можем эти побочные эффекты описывать, избегать и лечить». Распространенные побочные эффекты, начиная с головной, мышечной и суставной болей, и заканчивая ознобом и слабостью, записаны и в инфолистках вакцин, который до вакцинации под подпись дают прочесть каждому человеку.

Лучшим источником для выявления побочных эффектов являются клинические исследования, но они не являются достаточными, чтобы выявить и очень редко возникающие побочные эффекты, частота проявления которых один или меньше на 10 000 доз. Поэтому и Департамент лекарств считает важным собирать информацию от пациентов и врачей.

Месяц назад Postimees писал о занимающей ответственную государственную должность, имевшей прежде хорошее здоровье и ведущей спортивный образ жизни 38-летней таллиннке, которой консилиум врачей Ляэне-Таллиннской центральной больницы поставил поствакцинный синдром мигрени и аутоиммунную полиневропатию, что является редким, но серьезным заболеванием центральной нервной системы. Несмотря на то, что до сих пор не выявлено, что такое возникает у вакцинированных чаще, чем у невакцинированных, по оценке Департамента лекарств, нельзя исключить влияние вакцины, поскольку имеется и временная связь.

«Если у человека возникает побочный эффект, который нельзя обоснованно связать с вакциной — это не указано в информации о лекарстве — и нет других причин, то мы можем сказать, что в возникновении заболевания нельзя исключить вакцину, - объяснила Уускюла логику оценки Департамента лекарств. - Если болезни явно возникают по иным факторам риска, можем сказать, что связь можно исключить».

Вакцинация.
Вакцинация. Фото: Dmitri Kotjuh / Järva Teataja

Несмотря на то, что большинство слышали истории о том, как кто-то получил вакцину и спустя какое-то время серьезно заболел, делать самые простые выводы, заверяют и Уускюла, и профессор Лутсар, ошибочно. «Нет ничего черного и белого, - говорит Уускюла. - В большинстве случаев имеются какие-то иные факторы. Вместо того, чтобы жаловаться в социальных сетях, нужно обратиться к врачу, установить причину и назначить лечение, вне зависимости от того, вызвано заболевание вакциной или чем-то другим».

«Не все, что происходит с человеком, связано с вакциной, - говорит Лутсар. Каждый, кто сталкивался с болезнями, знает, что болезнь просто приходит - без того, что кто-то в этом виноват или что-то было сделано неправильно». Но людям свойственно искать виноватого, и вакцина для этого очень подходит.

Наверх