Михкель Нестор: будет ли 2022 год определять рост цен?

Copy
Михкель Нестор.
Михкель Нестор. Фото: Jaanus Lensment

Новый год начался с резкого роста цен, который распространяется на многие сферы экономики. Но это не значит, что в нынешнем году компании должны смириться с уменьшением прибыли, а люди - со снижением благосостояния, пишет экономический аналитик SEB Михкель Нестор.

Будет ли 2022 год определять рост цен?

Наступил 2022 год, и наряду с остальными хиромантами, предсказать, что же ожидает нас впереди, пытаются и экономические аналитики. И, как всегда, картина в хрустальном шаре туманна и поэтому очень трудно предсказуема.

Если в прошлом году помехи в работе шара создавал коронавирус, то в этом году аналитики борются с тем, что студенты-экономисты должны знать еще на первом курсе: с инфляцией. К сожалению, последнее десятилетие показало, что знания из учебника и реальная жизнь, как правило, не совпадают. Годы очень медленного роста цен в развитых странах мира окончательно убедили даже критиков чересчур мягкой денежной политики центробанков в том, что высокая инфляция осталась в прошлом.

Считалось, что наступила «секулярная стагнация», в условиях которой цены растут крайне медленно. 2021 год и особенно его последние несколько месяцев еще раз убедили нас в обратном. Согласно недавно опубликованным данным, инфляция в Эстонии в декабре достигла более 12%, и даже в странах еврозоны средний рост индекса потребительских цен достиг 5%. В свете этого изменился и тон центральных банков: от разговоров о временном характере инфляции к признанию того, что она может продлиться дольше.

К счастью, несмотря на текущие высокие показатели, нельзя сказать, что инфляция останется на том же уровне в течение 2022 года или что не существует более выгодных для кошелька потребителей сценариев. Во-первых, нам необходимо понять, чем была вызвана стремительная инфляция в 2021 году.

Прежде всего, это удивительно высокий спрос, который участники торгов не смогли удовлетворить из-за коронавирусных ограничений и карантинных требований. Рост цен на энергоносители усугубился в результате совпадения ряда факторов, начиная с погоды и заканчивая политикой. Высокие цены на энергоносители в Эстонии в основном обусловлены напряженными отношениями между Европой и Россией, в результате чего цены на газ и электроэнергию достигли рекордно высокого уровня.

Повторится ли точно такая же картина в 2022 году? Вряд ли. Во-первых, бизнес сделал свои выводы и делает все возможное, чтобы догнать потребителей. Во-вторых, в ситуации, когда, например, США объявили о довольно резком изменении монетарной политики, нельзя ожидать, что потребительский спрос в этом году будет расти так же сильно, как в прошлом. В-третьих, учитывая политическую ситуацию, конечно, было бы смешно начинать говорить о потеплении отношений между Россией и Европой, однако основным сценарием остается открытие «Северного потока-2» в 2022 году. Это может также побудить Россию открыть для Европы краны щедрее, оказав тем самым влияние на снижение цен на тепло- и электроэнергию.

Однако нынешний бум цен на энергоносители длится слишком долго и создает в других секторах экономики ощущение, что рост цен неизбежен. В ближайшем будущем подорожает как продовольственная корзина, так и многие другие товары и услуги, в которых нуждаются люди. Поэтому можно с уверенностью сказать, что инфляция в этом году скромной не будет. В то же время очевидно, что коммерсанты также внимательно следят за покупательной способностью потребителей и не спешат повышать цены за счет собственного оборота.

Рост заработной платы опережает инфляцию

В контексте Эстонии то, что произойдет с зарплатами, по меньшей мере, не менее интересно, чем инфляция. Можно с уверенностью сказать, что, по сути, все аргументы сегодня говорят в пользу рекордного роста заработной платы. Прежде всего, эстонский рынок труда находится в состоянии крайнего дефицита, и, судя по всему, докризисный пик количества вакансий был достигнут уже в последнем квартале прошлого года. Истощение рынка труда означает, что компании, желающие нанять новых работников, вынуждены перекупать их у конкурентов за более высокую зарплату или ввозить из-за рубежа, что, как мы знаем, не является легким или дешевым делом.

При этом рекордное количество работодателей ищут сотрудников. Поскольку переговоры о заработной плате обычно проходят в начале года, нет сомнений, что потребительские цены также оказывают влияние на переговоры. Когда платить за электричество становится слишком накладно, люди неизбежно задаются вопросом, как увеличить свой доход. В свою очередь, работодателям будет сложно отказать в ответ на просьбу о повышении зарплаты, так как 2021 год был очень успешным и прибыльным для большинства эстонских компаний. Согласно прогнозу SEB, средняя заработная плата в этом году вырастет на 8,5%, что намного опережает рост индекса потребительских цен.

И тем не менее хороший год

Поэтому можно ожидать, что в экономическом плане 2022 год будет успешным. Несмотря на стремительную инфляцию, реальные доходы людей растут, что дает им больше возможностей для повышения своего благосостояния. Потребление будет продолжать расти за счет выплат из второй пенсионной ступени.

Если в январе после уплаты налогов люди получили из второй пенсионной ступени около 76 миллиона евро, то в ходе следующего раунда выплат в начале мая в магазины и предприятия общественного питания может поступить уже до 150 миллионов евро. Помимо оживленного внутреннего потребления, оптимистичными остаются перспективы и экспортеров. В то время как восстановление экономики Эстонии было одним из самых быстрых в Европе, во многих других странах спрос только-только восстанавливается до прежнего уровня, что обеспечивает работой и нас.

Наверх