Cообщи

Кая Каллас: прямой угрозы Эстонии нет, но ситуация очень напряженная (72)

Copy
Это видео больше не доступно. Это видео больше не доступно.

Члены правительства ознакомились с напряженной ситуацией с безопасностью в Европе и обсудили, что можно сделать для укрепления безопасности Эстонии. Премьер-министр Кая Каллас анонсировала политическое заявление, которое она сделает в Рийгикогу сегодня.

По словам премьер-министра Каи Каллас, ситуация с безопасностью в Европе чрезвычайно опасная. Военное давление и угрозы подтверждают, что Россия хотела бы создать новую архитектуру безопасности в Европе. Мы должны быть готовы к расширению агрессии России на Украине. «Резко ухудшающаяся вокруг нас обстановка безопасности требует мудрых и решительных действий для обеспечения безопасности Эстонии», — подчеркнула Каллас.

Как отметила премьер-министр, члены правительства неоднократно обсуждали вопросы безопасности на заседаниях как кабмина, так и правительственного комитета по безопасности. «Важно продолжать укреплять позиции НАТО в области обороны и сдерживания в нашем регионе. Также нам самим следует самим больше вкладывать в безопасность», - сказала премьер-министр.

В своем заявлении премьер-министр Кая Каллас сказала, что ситуация с безопасностью в нашем регионе обострилась. Россия угрожает Украине, но под прицелом находится и Эстония. Требования, предъявленные Россией к НАТО в конце прошлого года, направлены на то, чтобы, по сути, очистить наш регион от союзных войск.

Если НАТО не выполнит эти требования, Россия угрожает военно-техническими последствиями. Это неприемлемо!

Россия показала свою агрессивность, напав на Грузию в 2008 году, оккупировав Крым и воюя на востоке Украины.

«Нашей задачей по-прежнему является информирование самих себя и союзников о том, что у России есть цель вернуть влияние на соседние страны. Мы не должны оказаться в этой ловушке. Мы слышим вопросы: что НАТО или Запад должны предложить, чтобы деэскалировать обстановку? Не НАТО ее создал, НАТО не собирается ни на кого нападать и никому не угрожает», - сказала Каллас.

Параллельно с военными угрозами, мы, по словам премьера, видим, что в России появился новый враг. Основной причиной нашего беспокойства из-за энергетического кризиса является рост цен на газ. Мы страдаем от высоких цен на электричество, а наш большой сосед аплодирует.

Премьер-министр заявила, что мы не подчинимся требованиям России в принципах безопасности Европы: «Россия не получит права голоса в принятии решений в НАТО. Эстония активно работает над тем, чтобы НАТО говорил на крепком и общем языке. Однако нет признаков того, что Москва планирует снизить напряжение, мы должны быть готовы к тому, что Россия продолжит и проявит военную агрессию против Украины».

Она добавила, что у нас есть важные вопросы, которые находятся во внешнеполическом фокусе начавшегося года: мы должны действовать разумно и решительно.

1. Мы работаем над тем, чтобы держать единую и четкую линию в НАТО. Постоянно говорим с союзниками.

2. Мы всячески поддерживаем Украину. ЕС в сотрудничестве с США разрабатывают мощный санкционный пакет на случай, если Россия эскалирует ситуацию на Украине. Работаем с союзниками и партнерами, чтобы помочь Украине с оружием. Вместе с Германией поставим на Украину госпиталь.

3. Защиту восточного крыла НАТО нужно усилить в самом быстром темпе. Усиление коллективной защиты нашего региона было и фокусом моей работы. У нас нет возможности для ошибок.

4. И собственный вклад Эстонии в безопасность нужно увеличить, в том числе, финансирование. В нынешней ситуации мы не можем рисковать и просить большего вклада союзников в коллективную защиты, мы должны увеличить собственную активность. Правительство приняло принципиальное решение о повышении финансирования государственной обороны на 380 миллионов евро, чтобы мы могли действовать быстрее при военных и гибридных угрозах. Значительную часть дополнительных средств мы направляем на обеспечение достаточного количества снаряжения. Цель правительства — быстрее реализовать составленные планы.

Рихо Брейвель (EKRE), как бывший пограничник, поинтересовался, нет ли смысла быстро восстановить пограничную службу, которой у нас больше нет?

Каллас ответила, что страна продолжит объединение флота, и те суда, который имеются у полиции, будут использоваться вооруженными силами, чтобы было четко понятно, что наша граница защищена и в мирное время, и в военное: «Я считаю, что учения, которые прошли осенью и касались укрепления границы, очень хорошо показали, что сотрудничество между Кайтселийтом, Вооруженными силами и полицией имеются. Его нужно углублять. К счастью, у нас не было такой гибридной атаки, которую мы видели на границе Белоруссии, Латвии, Литвы и Польши, но мы должны быть к этому готовы. Мы обсуждаем в правительстве, как повысить боеготовность на границах».

Депутаты задали вопросы о деньгах. Руубен Каалеп из EKRE попросил рассказать подробнее, на что планируется потратить 380 миллионов евро? Каллас ответила, что, с одной стороны, не может открыто говорить о деталях, поскольку тема обороны засекречена: «Но могу сказать, что в перечень трат входит обеспечение безопасности населения. Все это продумано в планах развития».

Марко Торм из Партии реформ спросил, есть ли информация о том, что наши балтийские соседи тоже увеличивают какую-то эффективность? «Мы плотно общаемся и с соседями, и с союзниками. Не могу точно сказать о других странах, но могу заверить, что все мы одинаково оцениваем угрозы. Уверена, что и наши ближайшие соседи делают инвестиции и работают над этим вопросом. Особенно, если учесть, что обе соседние страны пострадали от гибридной атаки», - сказала Кая Каллас.

Центристка Оудекки Лооне решила уточнить, чего мы хотим добиться? Россия ждет долгосрочных договоров на газ, этого ждут семьи в Европе и Эстонии. Нынешняя ситуация возникла из-за отсутствия долгосрочных договоров. Каллас объяснила, что это и есть ловушка: «Не НАТО создал эту ситуацию. Эскалирует только Россия. Что касается договоров на газ, то тут мое мнение отличается от вашего. Напротив, мы должны снизить зависимость от газа всей Европой. Если это соединение идет от недруга, вторая сторона может это использовать. Естественно, у нас есть цель — мир, но есть также и цель, чтобы мы не оказались в той сфере влияния, в которой находились в советское время. Это слишком дорогой урок для нас».

Кристина Шмигун-Вяхи из Партии реформ спросила, как защитить экономику Эстонии, если произойдет что-то страшное? Кая Каллас успокоила, что военной угрозы для Эстонии нет: «Если ситуация в Европе выйдет из-под контроля, мы сможем себя защитить. Если защитим себя, защитим и свою экономику. Конкретных планов по экономике, поскольку это часть большой картины.

Маргит Сутроп из Партии реформ попросила посоветовать что-то жителям Эстонии: «Как подготовить свой дух в этой ситуации?»

Каллас еще раз сказала, что прямой угрозы безопасности Эстонии нет: «Но нужно учитывать, что разные кризисы измотали общество и душевно. Очень сложно, уровень раздраженности очень высокий. Нужно сохранять спокойствие».

Социал-демократ Яак Юске спросил, что НАТО планирует для улучшения обороноспособности Эстонии? «Мы хотим усилить обороноспособность восточного крыла. Это означает, например, что мы хотим большего присутствия союзников», - ответила Каллас.

И еще раз, отвечая на вопрос своего однопартийца Тоомаса Ярвеоя о прямой военной угрозе, которой у нас нет, но есть ли она у соседей, Каллас сказала, что латыши и литовцы до сих пор находятся под гибридным ударом, и не факт, что это не повторится и у нас. 

Наверх