Произведения монументально-декоративного искусства, которому в советские времена уделялось большое внимание, после смены режима стали восприниматься как отголоски советского идеологического прошлого. Однако большинство из них, будучи работами ведущих современных профессиональных художников, практически не имели прямого отношения к советской власти, равно как и их авторы, пишет Kodu.
Забытые сокровища: кто и зачем создавал панно на торцевых стенах панельных домов в Мустамяэ (1)
В начале 1960-х годов в Советском Союзе началось масштабное строительство жилья. Для воплощения социалистической градостроительной программы были построены сотни многоквартирных домов с необходимой инфраструктурой. В районы, состоящие из серийных крупнопанельных домов, заселяли семьи из подлежащих сносу бараков. Помимо новеньких жилых домов в микрорайонах строили магазины, школы, предприятия общественного питания, медицинские учреждения.
Крохотная кухня в такой квартире лишь подтверждала рост качества жизни в Советском Союзе: молодой строитель коммунизма должен был питаться вне дома, а не прозябать на кухне. Мустамяэ был первым спальным районом в Эстонии, строительство которого началось в 1961 году. В то же время в Таллинне было построен спортивный зал «Калев», фасад которого украшало панно тогдашнего городского архитектора Дмитрия Брунса. Успех произведения монументально-декоративного искусства побудил Брунса применить аналогичный подход к фасадам домов в новом районе Мустамяэ, который уже на этапе строительства подвергался критике за однообразие.
Для торцовых стен жилых домов Мустамяэ была разработана уникальная технология производства декоративных панелей в дополнение к обычным строительным панелям. Валли Лембер-Богаткина, автор панно на фасаде спортзала «Калев», нарисовала эскизы, после чего на заводе на панели установили металлическую форму. Затем форма заполнялась кирпичной крошкой и цветным гравием. Идея увлекла многих молодых художников. Помимо Богаткиной, которая провела много времени на строительном заводе вместе со своей подругой-акварелистом Маргаретой Фукс, инициативу поддержал и Энн Пыльдроос, ставший автором панно на торцевых стенах на улице Эхитаяте-теэ в Мустамяэ и в Пыхья-Таллинне.
В Пыхья-Таллинне есть многоквартирный дом с двумя богато украшенными торцевыми стенами, на одной из которых ребенок тянется к мирному атому на руках матери - эскиз Пыльдрооса, а по другой парят чайки, созданные Богаткиной. Однако вскоре декорирование панельных домов прекратилось. Все причастные к этому уникальному приему поняли, что многочисленные дизайнерские торцевые стены уже не несут освежающего эффекта, а их изготовление обременительно, так как производство специальных панелей значительно снизило производительность Таллиннского строительного комбината и замедлило застройку многоквартирных домов.
Декоративные панели нуждались в более точном и внимательном подходе, чем обычные железобетонные, ведь требовалось, чтобы части изображения, собранного из нескольких панелей, совпадали. А главным для производства серийных панелей была скорость. Идея оформления торцевых стен иллюстрируют оптимизм и чистые геометрические формы, которые преобладали в 1960-х годах. Панно, созданные в эпоху космических достижений, развития техники и атомной энергетики и надежды на новые поколения, мужественно выдержали испытание временем, но им неминуемо пришлось разделить судьбу почти 60-летних многоквартирных домов, частью которых они являются. Поэтому значительная часть украшенных декоративными панно торцевых стен скрылась под теплоизоляционными материалами.
Декоративные панно на торцевых стенах панельных домов
Не признано культурным наследием
Время изготовления: 1962, 1963
Адреса: Харьюмаа, Таллинн, Акадеэмиа-теэ, 4, 6, 14, 22; Эхитаяте-теэ,15, 17, 19, 2; Карьямаа, 6, 8
Авторы: Энн Пыльдроос и Валли Лембер-Богаткина
Использованные тексты и фотографии - с выставки «Монументально-декоративное искусство Советской Эстонии».