На этой неделе Дания объявила, что с 1 февраля полностью снимает все коронаограничения. Ранее о полной или частичной отмене ковидных мер сообщали и другие страны. Вероятно, и у нас одной из главных тем следующей недели станут ограничения, за отмену или смягчение которых выступают почти все политические силы.
От редакции ⟩ Нужны ли Эстонии ограничения? (4)
Омикрон, который продолжает завоевывать планету, - один из самых заразных штаммов коронавируса: той скорости, с которой он распространяется среди людей, позавидовал бы и гепард. С каждым днем количество зараженных растет, но при этом в развитых странах можно наблюдать тенденцию к ослаблению ограничений, а некоторые государства и вовсе уже планируют вернуться к прежней допандемической жизни.
Так почему же страны отказываются от ограничений? Во-первых, пока исследования показывают, что омикрон чаще вызывает легкое течение болезни, в связи с чем снижается вероятность госпитализации зараженных. Согласно наблюдениям специалистов, после резкого скачка идет такой же резкий спад числа зараженных, по итогам которого появляется все больше людей с иммунитетом, что, безусловно, большой плюс.
Во-вторых, ковидные меры больше не приносят желаемого эффекта, но в то же время в условиях экономического кризиса работают против благополучия населения.
Поскольку омикрон очень заразен, заболевают также и вакцинированные, и ранее переболевшие. Да, как правило, они переносят болезнь совсем легко, а зачастую даже бессимптомно, но в любом случае коронапаспорта перестали выполнять свою главную задачу — предотвращать распространение вируса.
Первоначальная функция ограничений — сначала дождаться вакцины, потом дать возможность привиться всем желающим и стимулировать рост числа вакцинированных — тоже больше неактуальна, по крайней мере в развитых странах. Те, кто до сих пор не привились, сделали свой осознанный выбор, они добровольно отказались от вакцины и маловероятно, что какие-либо ограничения смогут их решение изменить.
При этом ограничения сильно влияют и на без того пострадавшую экономику. Особенно остро встал вопрос с приходом еще и энергетического кризиса, который может окончательно добить многие предприятия Эстонии.
Ограничения вместе с ростом цен способствуют ухудшению и психического здоровья населения (в том числе и распространению постпандемического стрессового расстройства). Этих жертв пандемии и ограничительных мер, вероятно, никогда не удастся сосчитать.
Конечно, есть и обратная сторона медали. Ежедневно только в Эстонии прибавляется по 5000-6000 новых зараженных. А чем больше в стране зараженных, тем больше и потенциальных претендентов на больничный стационар, что в свою очередь может еще сильнее ударить по всей медицинской системе. И именно в этом случае процентное соотношение вакцинированных и невакцинированных играет существенную роль. В той же Дании, которая отказывается от всех ограничений, на данный момент вакцинировано более 80 процентов всего населения, а в Эстонии эта цифра гораздо скромнее - чуть более 60 процентов.
Кроме того, страны смягчают или отменяют ограничения после того, как волна распространения вируса достигла пика на национальном уровне и пошла на спад. Достигла ли пика волна в Эстонии, пока остается открытым вопросом.
Если мы еще не прошли пик и у большинства населения не выработан иммунитет благодаря перенесенному заболеванию или вакцинации (либо и тому и другому), вирус продолжит создавать большие очаги заражения. Особенно сильно это может ударить, например, по школам и больницам.
Да, те же медики вакцинированы, но они не застрахованы от заражения. И даже если они как привитые болеют легко или и вовсе бессимптомно, они будут сидеть в изоляции и не смогут выйти на работу, что может стать роковым для нуждающихся в их помощи пациентов. То же самое касается и школ: если отменить все ограничения для учеников, это не спасет от заражения учителей, заменить которых может оказаться трудно или вообще невозможно.
Нашему правительству предстоит в ближайшие недели взвесить все за и против, чтобы принять важное и чрезвычайно нужное в нынешних условиях решение: что сильнее ударит по людям — ограничения или последствия их отмены.