Сегодня на заседании комиссия Рийгикогу по делам Европейского союза обсудила две инициативы проекта климатического пакета ЕС «Fit for 55» и подтвердила позиции Эстонии. Таким образом Рийгикогу сформировал позиции в отношении всех 13 инициатив, представленных летом прошлого года Европейской комиссией.
Эстония стала на шаг ближе к зеленому повороту (5)
Председатель комиссии Рийгикогу по делам Европейского союза Сийм Каллас сказал, что хотя две инициативы, которые комиссия обсудила сегодня, являются последними из 13 промежуточных целей, установленных для достижения к 2030 году, на этом зеленый переворот не заканчивается, и в будущем мы можем ожидать новые инициативы. По его словам, сегодня на заседании комиссия представила позиции в отношении предложений о проектах директивы об энергоэффективности и директивы о возобновляемой энергии Европейской комиссии. Каллас признал, что представленные предложения очень амбициозны.
Согласно одному предложению директивы об энергоэффективности, все государства-члены ЕС должны будут сократить потребление энергии к 2030 году по меньшей мере на 9 % по сравнению с 2020 годом. В 2024–2030 гг. страны должны будут экономить на 1,5 % больше энергии вместо прежних 0,8 %. «Мы поддерживаем цель по сокращению потребления энергии, но практически двукратный рост обязанности по сокращению потребления энергии с 2024 года – нереалистичен, – прокомментировал Каллас утвержденные позиции комиссии по делам Европейского союза. – Директива, сама по себе, – благородная, и направлена на достижение правильных целей».
Согласно второму предложению, каждый год необходимо реновировать 3% зданий публичного сектора. Это означает, что к 2030 году 81 % зданий должны быть реновированы. Эстония согласна с этой целью, однако считает, что эта обязанность должна касаться не публичного, а правительственного сектора. На заседании также обсудили требования к энергоэффективности исторических зданий. Был поднят вопрос – не противоречит ли это Закону об охране памятников старины. Было высказано мнение, что последнее слово останется за охраной памятников старины. Также участники заседания подчеркнули, что на переговорах Эстония будет придерживаться мнения о том, что при установлении требований необходимо сохранить гибкость.
Комментируя поправки к директиве, заместитель председателя комиссии Раймонд Кальюлайд сказал, что это – шаг в верном направлении. По его словам, также верно сохранить гибкость при достижении целей государств-членов ЕС.
Согласно предложению проекта директивы о возобновляемой энергии, ЕС ставит целью повысить использование возобновляемой энергии с 32 до 40 процентов к 2030 году. «Комиссия обсудила, может ли Эстония поддержать еще более смелую цель, так как у нас может быть достаточно потенциала для использования еще большего количества зеленой энергии к 2030 году, – сказал Кальюлайд. – По моей оценке, в позициях Эстонии можно было бы указать, что Эстония поддерживает вместо цели в 40 %, амбиции по достижению уровня в 60–65 %».
Однако на заседании было решено, что наш потенциал может не реализоваться. К тому же, мы можем повысить долю возобновляемой энергии до 60 % и несмотря на более скромную цель, поэтому на переговорах нет необходимости предлагать утверждение более амбициозной цели. Европейская комиссия советует поставить в Эстонии государственную цель повысить использование возобновляемой энергии к 2030 году до 46 %, и с этим Эстония согласна. Сейчас возобновляемая энергия составляет 30 % от общей энергии Эстонии.
По словам Кальюлайда, можно было бы дополнить и пункт, затрагивающий биомассу. Эстония поддерживает укрепление критериев экологичного использования биомассы, а также предложение, согласно которому с 2026 года не будет выплачиваться пособие станциям, использующим биотопливо, если они производят только электричество. «В позициях также можно было уточнить, какую биомассу и на каких станциях можно будет использовать после 2026 года, например, остаточную древесину на когенерационных установках», – сказал Кальюлайд.
В результате обсуждения комиссия пришла к решению, что вносить в позиции неисчерпывающие перечисления – нецелесообразно, так как значение биомассы шире, чем остаточная древесина, и биомассу используют не только на когенерационных станциях. Помимо этого, отсутствует определение понятия «остаточная древесина». Комиссия пришла к выводу, что дополнения могут вызвать больше вопросов, чем ответов.
В отношении директивы о возобновляемой энергии члены комиссии также отметили, что она поможет улучшить международное сотрудничество, а это пойдет на пользу Эстонии. Например, это поспособствует планируемому строительству ветряных электростанций совместно с Латвией, или планам по развитию электросети Балтийских стран. Согласно предложению проекта, будет установлена цель использовать водород и синтетическое топливо на основе водорода на уровне в 2,6 % к 2030 году. Эстония не поддерживает это предложение, так как технологии не развиты в достаточной степени, чтобы достижение этой цели было реалистичным.
Комиссия по делам Европейского союза решила поддержать представленные правительством позиции в отношении предложения проекта директивы об энергоэффективности в соответствии с мнением комиссии по экономике. Представленные правительством позиции в отношении предложения проекта директивы о возобновляемой энергии комиссия решила поддержать в соответствии с мнением комиссии по экономике и, частично, принимая во внимание мнение комиссии по окружающей среде. Опираясь на мнение комиссии по окружающей среде, комиссия приняла решение подчеркнуть важность составления анализов влияния.
Позиции правительства в отношении двух инициатив представили комиссии эксперт отдела энергетики Министерства экономики и коммуникаций Тауно Хилимон и руководитель направления возобновляемой энергии Лийза Мялло.