Русскоязычные журналисты о российском ТВ: «Перестаньте теребить эту штуку, она отвалится сама, когда придет срок» (27)

Copy
Телевидение
Телевидение Фото: Shutterstock

Требование запретить в Эстонии трансляцию российских каналов в очередной раз стало основной темой выступлений эстонских политических и общественных деятелей. Высказываясь против российской пропаганды, политики призывают если не запретить все, то хотя бы отфильтровать или обложить дополнительной платой за просмотр. В качестве альтернативы предлагается увеличить финансирование местных русскоязычных СМИ.

Rus.Postimees обратился к известным русскоязычным журналистам с просьбой прокомментировать, насколько актуально требование запретить трансляцию всех российских каналов/провести их фильтрацию/обложить дополнительной платой? Можно ли таким образом отвлечь русскоязычных зрителей от просмотра российских каналов, станет ли это причиной, по которой все говорящие на русском языке жители Эстонии начнут смотреть только ETV+?»

Екатерина Таклая, главный редактор ETV+

Екатерина Таклая.
Екатерина Таклая. Фото: Частный архив.

«Запрет на вещание на территории Эстонии российских телеканалов, как мне кажется, не имеет смысла по причинам, озвученным уже не раз - это наличие тех же каналов в интернете, не говоря уже о доступности оригинального телесигнала для жителей Ида-Вирумаа - антенны на крышах домов и законы физики никто не отменял. Кроме того, в условиях демократии, которой славится Эстония, подобный шаг выглядел бы очень противоречиво и многолетние усилия в области интеграции, взращивании лояльности и доверия русскоязычных жителей к своему государству сменили бы свой положительный вектор на отрицательный.

Еще один момент - не нужно думать, что русские смотрят РТР только ради Соловьева и российской новостной повестки. Большинство людей смотрит телевизор потому, что это самый дешевый и доступный источник развлечений. Я бы даже сказала - единственный, для пожилых людей, которые и составляют основную массу телеаудитории. Это подтверждает статистика Kantar Emor. К примеру, на прошлой неделе «Вечер с Владимиром Соловьевым» в прямом эфире смотрело 6000 - 8000 человек, в то время как похожий формат ETV+ "Кто? Кого?" - 10 000, рейтинг вечерних выпусков новостей лишь немногим превышал рейтинги «Актуальной камеры» (ETV+), зато шоу Малахова «Привет Андрей» - 22000, сериал «Подари мне воскресенье» - 15 000, «Дом, где сердце» - 21 000, х/ф «Миллиард» - 17 000 и т.д. Вот откуда рейтинг.

Создание зрелищных шоу и костюмированных исторических фильмов и сериалов стоит дорого. Успешно соревноваться с российскими каналами в этом сегменте ETV+ вряд ли сможет, да и не для этого он создавался. Однако, если хотя бы вдвое увеличить объем собственных передач на актуальные общественно-политические темы, добавить в программу дополнительно к вечернему еще пару получасовых дневных выпусков новостей, то та самая доля эфирного времени (часто называемая рейтингом) устремится к показателям ПБК и РТР. Ведь тенденция уже налицо - если за последние пять лет этот показатель ETV+ более чем в два раза вырос (с 0,7% в 2017 до 1,7% в 2021), то у российских каналов - упал: ПБК - с 5,2% до 3,2% соответственно; РТР Планета - с 4,8% до 4,6%, НТВ Мир - с 4,6% до 3,3%.

Альтернатива российским СМИ в Эстонии - развитие собственных русскоязычных СМИ, в том числе телеканалов. Это, да, затратно, так как особенно телевидение - это дорого, и его развитие требует решения собственников частных СМИ и политического решения в контексте ETV+. Однако, если политики обеспокоены ситуацией, то решение нужно принять».

Андрей Титов, теле- и радиоведущий

Андрей Титов
Андрей Титов Фото: личный архив

«Тема не нова, а ее актуальность, похоже, зависит от фазы луны. Потому что сейчас никакого реального инфоповода для возобновления дискуссии не было. Если считать таковым историю с запретом вещания Russia Today в Германии и ответными шагами России в отношении Deutsche Welle, то там история все же несколько иная.

Мне не нравится то, что делают в новостных программах и общественно-политических ток-шоу на российских каналах, но запрет проблему не решит, а прочие предлагающиеся меры местами вызывают улыбку. К примеру, идея обложить их особой платой, как порноканалы, или убрать из основных пакетов кабельных операторов.

Я вам страшную тайну открою: кабельные операторы еще и немалые деньги платят представителям этих каналов за право транслировать их в своих сетях. И те истории, когда у нас в той или иной сети вдруг пропадали ПБК или РТР, были как раз связаны с тем, что не могли по деньгам договориться: операторы считали, что каналы просят слишком много. Так что это тупо бизнес.

И вообще, важно подчеркнуть: когда сейчас стали говорить о «каналах» (во множественном числе), то, по сути, имели в виду один: РТР-Планету. Это там показывают «60 минут», ток-шоу Соловьёва и «Вести». Тот же Первый Балтийский канал сегодня такой же безобидный, как какой-нибудь KidZone: он не транслирует программу «Время» или какие-то общественно-политические передачи, остались лишь развлекательные передачи, фильмы и сериалы.

Запретами скорее настроишь определенную часть населения против государства. При современных технических возможностях можно смотреть что угодно и где угодно. Да, часть аудитории не станет заморачиваться, но найдутся и те, кто включит Соловьёва из чувства протеста, хотя раньше его никогда не смотрел.

Разумеется, не побегут все сразу и смотреть ETV+. В случае СМИ закон сообщающихся сосудов не работает. Когда закрыли еженедельник «День за Днём», читателей у «МК-Эстонии» в два раза больше не стало, хотя других конкурентов не наблюдалось.

Если уж говорить о привлечении аудитории местным контентом, то соглашусь с теми, кто говорит об увеличении финансирования. ETV+ уже сегодня является самым популярным русскоязычным каналом по еженедельному охвату зрителей. Но по времени просмотра сильно проигрывает тем же ПБК, РТР и НТВ. Причина проста: мало оригинального контента.

Если взять отдельно утренний эфирный пояс и вечерний прайм-тайм, картина будет совершенно иной и куда более благоприятной для ETV+. Рейтинги дискуссионной передачи «Кто кого?», к примеру, выше, чем у «Вечера с Владимиром Соловьёвым», а аудитория «Вестей» лишь немногим больше русскоязычной «Актуальной камеры».

Но в течение суток есть и слоты с нулевой смотрибельностью, тогда как на российских каналах зрителя завлекают Гордоном с Малаховым.

Так что деньги, деньги и еще раз деньги. Перефразируя приписывающееся Наполеону известное изречение про армию, можно сказать: народ, который не хочет кормить свои телеканалы, будет кормить чужие».

Елена Соломина, телеведущая

Елена Соломина.
Елена Соломина. Фото: Частный архив.

«Предложение закрыть российские каналы звучит не в первый раз и, очевидно, некоторые считают это идеальным финальным броском – раз, и русские в Эстонии не смотрят российскую пропаганду! На мой субъективный взгляд, это общественная галлюцинация вводит в заблуждение.

Во-первых, не стоит ждать, что зритель с религиозной покорностью примет предложенный вариант: вопреки существующему стереотипу зритель – не баран. Он прекрасно справится с заказом спутникового телевидения, где за копейки можно смотреть оригинальный контент, а, во-вторых, интернет мы закрыть не можем, как в Северной Корее.

Во-вторых, несколько смущает такое решение в стране, которая гордится своим демократическим обществом.

В-третьих, то, что некоторые политики реагируют на российские каналы, как сода на уксус, вовсе не означает, что эти каналы действительно дестабилизируют и раскалывают наше общество.

В-четвертых, расскажу свою историю. В свое время меня отправили в США с рабочей поездкой вместе с моими коллегами из стран Балтии. Если не вдаваться в долгие подробности, то основные переживания американской прессы заключались в том, что российская пропаганда мощнее, чем американская. Понимаете, да? Речь не идет о том, что кто-то занимается пропагандой, а на другой стороне все искрится непредвзятостью, честностью и незамутненностью. По сути, капитан Борозда и майор Жмых меряются огурцами вместо того, чтобы посмотреть на эту проблему с другой стороны.

Почему русские зрители предпочитают смотреть российские каналы? Кстати, стоит все же отметить, что интерес к ним значительно угас и, вполне вероятно, скоро дойдет до минимума. Вероятно, им не нравится риторика эстонских СМИ, а, может быть, мало передач на родном языке? Давайте обратим внимание на то, что почти 20 лет никто не создавал нормального телевизионного продукта на русском языке. Я ушла в 2004 году с ETV на ПБК, потому что на общественно-правовом канале просто не стало передач на русском языке. Русские люди оказались в информационном вакууме и пошли туда, где:

- передачи на родном языке;

- много дорогих развлекательных шоу;

- и милая их сердцу пропаганда, да.

Поэтому пальцем нужно показывать не на российские СМИ, а на зеркало. Если людям 20 лет назад условно сказали «чемодан, вокзал, Россия», то они поняли это послание в почти буквальном смысле и развернулись в указанном направлении, оставшись при этом в стране.

Полагать, что закрытие российских каналов развернет их в обратную сторону, наивно и достаточно смехотворно. Это все равно что разворачивать на полном ходу трамвай. Какие варианты вижу я, являясь, впрочем, не медиаэкспертом, а лишь работающим журналистом? Оставить российские каналы, потому что общие тенденции не выглядят очень грозными: их рейтинги падают, пропаганда ведется достаточно грубо в стиле Петрова и Баширова, то есть рассчитана на людей примитивного ума. Все больше жителей Эстонии смотрит ETV+, потому что здесь местные герои и события, а аудитории всегда интереснее то, что к ней ближе.

И, кстати, я горжусь тем, что в наших передачах пропаганды нет. Печаль лишь в том, что передач собственного производства мало, их должно быть в несколько раз больше. И тут следующий вопрос - «Где, деньги, Зин?», а за ним еще один - «Кто будет делать эти передачи? (и за такую зарплату)?». С печалью и грустью должна признать, что за последние 20 лет СМИ на русском языке стали вымирающим видом, который пора внести в Красную книгу. Окинем грустным взором наше информационное поле: факультета журналистики на русском языке в Таллиннском университете больше нет, журналистов нет, газет почти нет, так и хочется добавить - «населено роботами». Вывод: надо развивать и поддерживать местную русскую журналистику. И, безусловно, если государство хочет развернуть к себе отвернувшихся жителей, оно должно повернуться к ним первым».

Юрий Николаев, ведущий «Народу важно», ETV+

Юрий Николаев.
Юрий Николаев. Фото: Фото: ERR

«Вообще неактуально! Предлагать можно все что угодно, но реального способа повлиять на редакционную политику СМИ соседнего государства у Эстонии нет. Фильтруя, облагая и запрещая мы накажем только операторов кабельного ТВ, а люди как смотрели, так и будут смотреть все, что захотят. Способов для этого предостаточно. Каждый зритель сам составляет свое медиапространство, исходя из своих предпочтений, и будет смотреть то, что захочет, а не то что разрешают.

И вообще не надо добиваться, что бы люди смотрели что-нибудь одно. Мир прекрасен в своем разнообразии, там должны быть и ETV+ и РТР и Pornhub. А для решения проблемы надо сперва понять, в чем проблема заключается. Какой конкретно вред или опасность представляют российские телеканалы для эстонской государственности? Что с уходом российского ТВ в пропаганду стало в Эстонии хуже? Не знаю, там удои понизились или возросло количество самоубийств на душу населения? Давайте с этого начнем. А если просто не нравится, ну и не смотри!»

Илья Смирнов, журналист «Северного побережья»

Илья Смирнов.
Илья Смирнов. Фото: Частный архив.

«Запрещать телеканалы - это в принципе не то, о чем можно говорить вслух в приличном обществе. Не для этого строилась демократическая Эстония. Требующие закрытия тех или иных инфоканалов политики пускай лучше оставят при себе свой комплекс неполноценности. И к тому же эти медиагении думают о русских/русскоязычных жителях Эстонии явно хуже, чем они есть в действительности. Совет один: перестаньте теребить эту штуку, она отвалится сама, когда придет срок.

Безопасность раскачивается именно самими разговорами о том, что надо ограничить, закрыть доступ бабушки и дедушки в Нарве к телевизору. К телеканалам на им понятном языке и со знакомыми им персонажами на экране. Именно бабушки и именно дедушки. Ни к какой молодежи этот вопрос давно не имеет отношения».

Женя Волохонская, журналист и редактор «АК+»

Женя Волохонская.
Женя Волохонская. Фото: Pm

«Запрет или блокировку российских каналов в Эстонии я считаю бессмысленным и бесполезным. Бессмысленным - потому, что в наше время абсолютно всё и даже больше доступно в интернете. Ну, не будем же мы блокировать интернет — мы же не Северная Корея. А бесполезным - потому что в результате мы добьемся совершенно противоположной реакции, поскольку запретный плод сладок. Более того, здесь присутствует и имиджевый момент — мы столько лет шли по пути демократического развития общества, а тут вдруг будем диктовать своим жителям, что им смотреть, а что нет. В общем, в таком решении я лично вижу сплошные минусы.

Во всей этой разгоревшейся у нас дискуссии несколько раз звучала мысль: мол, закроем российские каналы и зритель бегом помчится на ETV+. На мой взгляд, очень спорное утверждение. Рейтинги ETV+ и так находятся в тенденции постоянного роста, зритель находит этот канал без принуждения и часто остается на нем. Если же мы будем намерено позиционировать ETV+ как единственную альтернативу российскому телевидению, ничего хорошего не произойдет: наш человек не любит, когда ему что-то навязывают в добровольно-принудительном порядке.

Финансирование ETV+, да и всего Общественно-правового вещания в целом могло бы быть больше, с этим не поспоришь. Больше своих программ на русском языке, в том числе, например, и посвященных внешнеполитическим событиям. Больше своего, а не покупного контента. На все это требуются деньги и кадры, в обучение которых тоже надо вкладываться. Так что увеличение финансирования ETV+ можно только приветствовать».

Наверх