Российские каналы отключают, но лазейки есть

Ирина Каблукова
Copy
Фото: Tairo Lutter
  • Отключающие каналы операторы пока не думают о снижении цен на пакеты
  • Все ждут, какие регуляции примут на уровне государства
  • Эстонским департаментам трудно регулировать интернет-услуги

После того как 21 февраля Россия официально признала Донецкую и Луганскую народные республики, крупные операторы связи Telia и Elisa объявили, что с 25 апреля отключат 26 российских каналов. Это вызвало волну негодования, поскольку под санкции попал даже безобидный «Бобер», хотя активных и достаточно агрессивных «РТР-Планета» и «НТВ» в первоначальном списке не оказалось.

Более жесткое и быстрое решение было принято 24 февраля — на следующий день после начала войны в Украине: по предписанию Департамента защиты прав потребителей и технического надзора из сетки вещания всех операторов исчезли «РТР-Планета», «Россия24», «НТВ-мир», «TVC-International». И хотя причина, указанная в постановлении вызывает вопросы, — каналы отключили за трансляцию официального обращения президента России Владимира Путина, объявившего о начале военной операции, что является демонстрацией поддержки агрессии — это решение показалось логичным и вполне понятным.

Ряд российских каналов был отключен 24 февраля.
Ряд российских каналов был отключен 24 февраля. Фото: Saarte Hääl

Цены не пересматриваются, ищут альтернативу

Но вопрос о скором отключении еще 26 каналов остается. Поэтому мы решили подойти к этому вопросу с другой стороны — потребительской. Среди клиентов, заявивших о сокращении пакетов операторов, большое количество русскоговорящих жителей страны, которые платят деньги за предлагаемые услуги. Например, к Telia и раньше возникали вопросы, поскольку для оператора это — не первое массовое отключение русских каналов.

Года полтора назад оператор отключил больше десяти каналов, но стоимость пакетов не изменил ни на цент. В письме-оповещении стояла стандартная фраза: если вы не согласны, вы можете всегда прервать договор и перейти к другому поставщику. С этим сложно спорить, однако хотелось бы знать, каким образом будет компенсировано новое сокращение пакета, а значит, объема предоставляемой услуги?

Бирьё Кийк, контент-менеджер сферы телевидения и мультимедиа Telia Eesti, сказала, что пока рано говорить о том, как потеря каналов повлияет на стоимость существующих ТВ-услуг: «Telia уже активно занимается поиском альтернативного интересного контента на русском языке, так что многое зависит и от количества и характера свежего телеконтента, который придет на замену уходящим каналам».

Она уточнила, что изменение непосредственно касается 8-10% клиентов ТВ-услуги Telia: «Мы приложим все усилия для поиска достойных альтернатив, чтобы предложить своим клиентам новый качественный ТВ-контент на русском языке на замену уходящим каналам и свести влияние перемен для клиентов к минимуму».

Руководитель по связям с общественностью другого крупного поставщика ТВ-услуги Elisa (напомним, что именно Elisa несколько лет назад купила Starman, получив десятки тысяч клиентов, большая часть из которых — русскоязычные) Таави Тедер сказал, что, думая о русскоязычной клиентской базе, в ближайшее время Elisa планирует увеличить объемы стриминговых каналов на русском языке: «Также сейчас мы разрабатываем новый русско-эстоноязычный проект оригинальных сериалов. Более точную информацию клиенты Elisa получат персонально».

О планах отключить русские каналы не сообщил пока третий крупный оператор — STV. По словам члена правления AS STV Дмитрия Кузьмина, STV также принимает во внимание общественное мнение и надеется получить позицию компетентных государственных органов: «Которая будет содержать информацию о решениях, касающихся нарушений введенных ЕС санкций предприятиями, представляющими российские телеканалы». На вопрос, готов ли STV пойти против течения и не отключать каналы, представитель фирмы не ответил.

Поставщик за содержание не отвечает

Как мы уже сказали, Elisa и Telia объявили о плане отключения большого пакета российских каналов еще до появления предписания отключить главные рупоры официальных властей России. Впавшие в немилость каналы попадали в дома жителей Эстонии через предприятие Nord Print AS, которое, к сожалению, не посчитало нужным ответить на запрос Rus.Postimees.

Изначально акция не касалась, например, канала «РТР-Планета», самого жесткого проводника идей официальных властей России, на котором ежедневно можно было слышать выступления Ольги Скабеевой и Владимира Соловьева.

Право на трансляцию этого и многих других, более жестких на фоне «Бобра», каналов является эстонское предприятие TV3 Grupp Eesti. Руководитель по связям с общественностью и маркетингу TV3 Аннели Адерманн заверила, что предприятие очень внимательно следит за происходящим в мире, принимая решения, прежде всего исходя из регуляций, введенных правительством Эстонской Республики и компетентными государственными учреждениями: «Стоит отметить, что многие российские каналы уже много лет входят в портфели обоих медиа-домов, поскольку на них всегда был спрос. Важно знать, что медиа-дома не планируют рекламу третьих сторон на канале и не отвечают за их содержание, а также исходят при принятии решений из действующих в стране законов. Таким образом, медиа-дома не могут отвечать за распространение каналов третьими сторонами, поскольку эти договоры заключаются напрямую операторами».

В воскресенье Go3 и Home3 сообщили, что отключают не только каналы, на которые получили предписания все, но также PBK, REN TV, RTVi, CTC, Охота и рыбалка и MirTV.

Ограничить все невозможно

Очевидно, что план отключения российских каналов будет реализован. Надеяться на то, что оставшиеся и новые каналы, которые будут предложены вместо отключенных, смогут заменить привычных лидеров, видимо, смысла нет. И дело даже не в политических ток-шоу и выпусках новостей, которые смотрит ограниченное количество людей. Телевизор хоть и отмирает, но все еще является членом многих семей, особенно для пожилых людей.

В чем альтернатива? Ею давно пользуются те, кому не нравились сильно урезанные российские аналоги, предлагаемые местными операторами. Поэтому многие русскоязычных жители страны давно поставили себе спутниковые антенны, имеют договор с поставщиками интернет-телевидения или пользуются иными альтернативами всемирной паутины.

Спутниковые тарелки установили многие.
Спутниковые тарелки установили многие. Фото: Tiit Reinberg / Järva Teataja

Сразу после начала отключения каналов возник вопрос: могут ли власти добраться до интернета и начать точечное или полное отключение этих источников?

В Департаменте государственной инфосистемы, управляющем всем киберпространством страны, нам сказали, что этот вопрос не в их компетенции и предложили задать вопрос Министерству экономики и коммуникаций. В министерстве, несмотря на неоднократные обращения, нам  не ответили ничего. Зато на вопросы ответила руководитель службы инфообщества Департамента защиты прав потребителя и технического надзора Хелен Рохтла.

Она объяснила, что возможность ограничения передачи спутникового телевидения зависит от очень многих юридических нюансов. «Если речь идет о каком-то канале, работающем с лицензией на деятельность в стране ЕС, то департамент, например, может оповестить страну-члена, выдавшую разрешение, о возможном правонарушении, совершенном каналом. Выдавшая лицензию страна оценит нарушение, и в ее компетенции принять решение об ограничении. Таково международное правовое пространство в случае спутника», — сказала Рохтла.

По ее словам, эстонский Департамент защиты прав потребителя может вмешаться напрямую только в том случае, если канал работает с эстонской лицензией на деятельность: «Для уточнения добавим, что многие доступные в Европе русскоязычные телеканалы работают с лицензиями, выданными странами-членами ЕС».

Если же речь идет о канале, работающем с лицензией от страны, не входящей в состав ЕС, то правовые основания для результативного вмешательства крайне сложные.

«В случае интернет-телевидения Департамент защиты прав потребителей и технического надзора может вмешаться, если речь идет о предприятии, находящемся под юрисдикцией Эстонии. Например, составленное департаментом 24 февраля предписание было направлено в Эстонии также Apollo TV и Home3, предлагающим интернет-телевидение», - объяснила Рохтла.

При этом она уточнила: если речь идет о зарубежном поставщике услуг, чья интернет-услуга доступна в Эстонии, то основания для эффективного вмешательства достаточно сложные.

«Добавим, что любое ограничение должно быть обоснованным. Это неизбежно, и мы прекрасно знаем, что в нынешний век распространения инфоканалов, невозможно ограничить все движение информации, — сказала Рохтла. — И все же, при имеющихся у нас мерах и силах мы стараемся защищать инфопространство Эстонии от противоправного содержания».

Copy
Наверх