Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Это хуже, чем преступление…

Copy
На окраине Киева 27 февраля.
На окраине Киева 27 февраля. Фото: Dimitar Dilkoff

Попытки проанализировать генезис возникновения Путина-2022 имеют смысл в одном случае: если ставить перед собой при этом главной целью выработку метода эффективного противодействия ситуациям, которые создает российский лидер. Это прерогатива специалистов особого круга: политологов-практиков, психологов, дипломатов, представителей силовых структур, включая армию, разведку и контрразведку.

Для обыкновенного человека с улицы, неважно – с Тверской, Крещатика или Мустакиви – причины, которые привели президента великой державы к решению напасть на соседнее государство, не имеют ровным счетом никакого значения.

Произвел ли на Путина впечатление вывод бывшего советника президента США Збигнева Бжезинского о том, что «Без Украины Россия перестает быть евразийской империей... Если же Москва вернет себе контроль над Украиной с её 52-миллионным населением (на 1997 год. – В.И.) и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии»?

Или, может, в его память запали и взывают к отмщению натовские бомбардировки Югославии в 1999 году, когда Владимир Владимирович еще занимал пост главы российского правительства? Или спецоперации НАТО в Ливии и США – в Ираке?

Да какая разница?!

В конце концов, если им овладела мысль «раз им можно, то почему мне нельзя?», это не свидетельствует о принципиальных различиях на моральном и интеллектуальном уровне между ним и западными генералами и президентами.

Примерно в таком же роде можно ответить и тем, кто склонен объяснять случившееся «слишком долгими и слишком настойчивыми попытками Запада раздразнить Русского Медведя. Вот и получили, на что нарывались…».

Но человек тем и отличается от зверя, хоть медведя, хоть льва, хоть слона или орла, что умеет думать. Просчитывать последствия своих действий. Хотя бы для тех русских мальчишек, которых одели в военную форму и послали убивать своих родственников. Может, и не самых близких, но в России мало найдется семей, у которых нет хотя бы отдаленных родственных связей с Украиной.

Как эти мальчишки будут жить дальше? Сходят с ума или социально выгорают российские солдаты, воевавшие в Афганистане и Чечне. А что будет с теми, кто бомбил жилые кварталы и обстреливал людей на улицах Киева – Матери городов русских?

«What about…»

Есть сегодня в политологии такой иронический термин – вотэбаутизм. С простым аутизмом никак не связанный, а имеющий в основе английское what about… («а как насчет..?») Обычно такая тактика применяется в дискуссиях на политические и/или идеологические темы.

Например, чтобы далеко не ходить, один оппонент говорит: «Москва нарушила международное право, вторгнувшись на территорию Украины». Другой ему отвечает: «А как насчет Югославии и Косова? Почему тогда мировое сообщество никак не осуждало НАТО, и в Эстонии не было митингов в защиту сербов?».

Впрочем, есть более наглядный классический пример вотэбаутизма из советского фольклора:

– Скажите, какова средняя зарплата у советского инженера?

– А у вас в Америке зато негров линчуют!..

Довольно эффективный способ увести разговор в сторону, заболтать тему. Скажем, лишний раз напомнить всему миру, что восемь лет киевский режим подвергал опасности жизни и здоровье жителей Донецка и Луганска (еще раз: а где был Кремль все эти годы?). И пока аудитория пытается как-то связать эти две темы, в Украине гибнут люди. Сегодня. Сию минуту.

И что самое страшное: потомки тех, кто победил в Великой Отечественной войне, гибнут от рук потомков тех, кто победил в Великой Отечественной войне…

Я бы еще понял, если бы Путин стал добиваться сатисфакции у «мирового жандарма» (в советской терминологии), начав, скажем, не с Крыма, а с Аляски. Когда сильный с сильным лицом к лицу у края Земли встает. Тогда и Россия могла бы раскинуться уже не на два, а аж на три (!) континента. Как это было во времена Российской Империи.

А наступить на горло более слабому собственному брату и терзать его на глазах у почтеннейшей публики… Невелика честь.

…Председатель Законодательной комиссии, разработавшей знаменитый Гражданский кодекс Наполеона, Буле де ля Мерт, узнав о казни герцога Энгиенского, совершенной по приказу Наполеона I, которая не была оправдана ни с политической, ни с человеческой точки зрения, сказал: «Это хуже преступления, это ошибка».

Мудрый министр юстиции Франции знал, о чем говорил. История может простить самодержцу даже преступление. Но ошибок капризная Клио не прощает никому. И народная память, между прочим, тоже…

Copy

Ключевые слова

Наверх