Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Отношения с Россией действительно рвутся – и это неизбежно

«Это не война русского народа против Украины и украинцев. Это война президента Путина».

«Разруха кроется в головах», - говорил профессор Преображенский. Сегодня в головах кроется нечто худшее: ненависть, злоба, абсолютное нежелание считаться с противоположным мнением, замешанная на святой вере в то, что мнения есть только два: твое и неправильное. Дмитрий Карамазов говорил Алеше: «Тут Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Кто с кем борется – в XXI веке нуждается в уточнении, так как возможности разрушить все на свете стали неизмеримо крупнее, зато ратоборцы в той же степени измельчали. А излюбленным полем битвы стали системы массовых коммуникаций. Особенно такие, где можно безответственно молоть все, что вздумается.

Дабы глупость каждого всем была видна

Впрочем, за словом – не всегда, но часто – стоит действие.

Вот не самое свежее, но до сих пор волнующее умы событие: отключение российских телеканалов РТР-планета, НТВ-мир и ТВЦ. По черному полю светится: «Трансляция канала приостановлена по предписанию государства». При этом название той передачи, которую по предписанию государства увидеть невозможно, остается на экране. Насмешка (глядите, чего вы лишились!) или глупость? (Интересно, Elisa, Telia и иже с ними вернут деньги за неоказанные услуги или попытаются как-то компенсировать зрительские, включив, к примеру, в пакет «Дождь», «Культуру» и «Матч-ТВ»? Ох, не верится! Причем ТВЦ попал в крамольные по неграмотности запретителей, пропаганду в той же степени, что РТР, он не вел, его контент в основном – сериалы и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса)

Пуганая ворона куста боится. Влияние пропагандистских передач на здешнюю русскоязычную аудиторию явно преувеличено. Смотрят как раз развлекательный контент, а он достаточно хорош. Тех, кто верят пропаганде, немного, и отключай – не отключай, в их головах ничего не сдвинется с места. Скорее наоборот: они затаят обиду и еще истовее будут верить в то, что услышат от какого-нибудь источника в интернете, от знакомых-доброхотов или от неистребимого агентства ОБС (одна баба сказала). Если человек способен мыслить самостоятельно, все эти «Места встречи», «60 минут», кошмарно тупая «Международная пилорама» и прочие соловьиные трели окажут на него воздействие, противоположное замыслу пропаган… ладно, напишем …дистов, воздержимся от неприличных ассоциаций.

Потому что участники этих передач за неумением складно выражать свои аргументы переходят на ор, а содержание настолько примитивно, что даже оскорбительно. Хотя и местные пропагандистские выступления – мнение какой бы стороны в них ни звучало – не умнее. Что ж, пусть звучат все мнения, пусть расцветают сто цветов, как говаривал Мао, даже если ароматы некоторых из них напоминают сортирный, а то и трупный запах. В конце концов эти пропагандисты исполняют завет Петра Великого «Дабы глупость каждого была всем видна».

Понятно, что подливать масла в огонь – основное занятие профессиональных политиков. Профессиональных - в смысле: занимающих соответствующие места и получающих за это деньги из нашего с вами кармана, любезные налогоплательщики; в ином смысле они на профессиональный уровень не тянут, ибо профессионал сначала думает, а потом говорит и делает, стараясь по возможности следовать принципу медиков: «Не навреди!» Нынешние же политики поступают вразрез с этим принципом. Но их, убогих, понять можно. Им бы голоса собрать, а там – хоть трава не расти (к сожалению, теперь назрела опасность, что на месте травы вырастут атомные грибы.) Другое дело, когда паранойя настигает «мирян». Скажем, когда магазин отказывается обслуживать граждан РФ. Что подпадает под понятие «дискриминация». Если он убирает с прилавков российские товары – его дело, не зря французы говорят Chaque baron a sa fantaisie (у каждого барона – только не прочтите «барана» - своя фантазия). Товары-то он уже купил, так что поступает себе в убыток.

Не впадайте в паранойю!

Отношения с Россией действительно рвутся – и это неизбежно. В том числе культурные, которые успешно развивались до сих пор – вопреки тому, что делали политики с обеих сторон. Дни петербургских театров в Нарве не состоятся. Хотя, возможно, более сильным ходом было провести эти дни и показать, что мы чужды паранойе, которая развертывается по ту сторону реки Наровы. Но что сделано, то сделано. Хорошо еще, что в субботу в Линнатеатре состоялась премьера спектакля по мотивам романа Евгения Вололазкина «Авиатор» в постановке российского режиссера Бориса Павловича и что другой российский режиссер Александр Плотников продолжает в R.A.A. A.M работу над спектаклем «Лотман».

Хочется верить, что возмущение действиями путинского режима здесь не превратится в ненависть к России и к здешнему русскоязычному населению (ох, не люблю этот термин, но куда от него деться?). И здесь очень важно сказанное президентом Эстонии Аларом Карисом: «Это не война русского народа против Украины и украинцев. Это война президента Путина».

В самой России люди выходят на антивоенные демонстрации, причем там это – очень ответственный поступок. И небезопасный. Но если в 1968 году на Красную площадь в знак протеста против вторжения в Чехословакию вышли пять человек, то теперь выходят тысячи. ««Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа», - любил повторять легендарный польский диссидент Адам Михник, участвовавший в создании «Солидарности», а затем вдрызг разругавшийся с Лехом Валенсой, когда в том слишком проявились вождистские замашки. Мне еще в прошлом столетии посчастливилось брать интервью у пана Адама. «Я – самый искренний антисоветский русофил», - сказал он тогда, и эти слова были вынесены в заголовок интервью. И в самом деле. Он резко выступал против коммунизма и брежневской «доктрины ограниченного суверенитета» (соцстран), но прекрасно знал и любил русскую культуру и с огромным уважением отзывался о русском народе.

Так вот, тем, кто выходят на акции протеста, стыдно за то, что творят от лица их народа.

Сегодня заговорили об этом даже официальные лица. Глава российской делегации на конференции ООН по вопросам климата Олег Анисимов заявил: «Позвольте мне принести извинения от имени всех россиян, которые не были способны предотвратить этот конфликт. Те, кто видят, что происходит, не могут найти оправданий для атаки на Украину».

Обида затмевает глаза

Но почему же у нас есть те, кто поддерживают эту войну?

Причин много. Одна из них - обида на то отношение государства, которое испытали на себе эти люди. Тут и хамский снос под покровом ночной темноты статуи Бронзового солдата. И ведь даже перенести памятник и тела погребенных под ним красноармейцев можно было тактично, с воинскими почестями – так нет же, не захотели, плюнули многим людям в лицо. А такие вещи трудно забыть. И постоянные нападки на русское среднее образование – хотя государству способные образованные люди ох как нужны, и не важно, какую гимназию они закончили – не будь идиотских решений со стороны правительства, а точнее, если бы вместо этих решений разработали удовлетворительную программу преподавания госъязыка, вопрос бы вообще не стоял! И затруднительность сделать хорошую карьеру, если ты не из «коренных».

А если человек чувствует себя ущемленным, его надежды обращаются в сторону того, кто, как кажется, может прийти на помощь. Понятно, что это только кажется. Но люди хотят верить.

СССР рухнул больше 30 лет назад, и это действительно оказалось для них несчастьем, они слишком многого лишились, и им кажется, что человек, назвавший падение СССР «большой геополитической катастрофой», так же любил это государство и так же помнит все хорошее (а хорошее тоже было!).

Заблуждаются!

Если вдуматься в речь Путина, после и вследствие которой начались военные действия в Украине, то станет ясно, что он не любил СССР. Скорее, напротив. Путин недвусмысленно назвал ленинскую модель союзного государства ошибочной и расхваливал предложение Сталина ввести национальные республики в Российскую Федерацию на правах автономий. (Те, кто еще изучал в вузах статью Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации», поймут, о чем я.)

Сторонники войны (которую в РФ запрещено называть войной, как будто от этого что-то изменится) напоминают о преступлении бандеровцев в Одессе, когда были заживо сожжены люди в Доме профсоюзов, о том, что Бандеру вообще поднимают на щит, о восьмилетних военных действиях в самопровозглашенных ДНР и ЛНР (жестоких с обеих сторон, как любые войны, в которых брат поднимается на брата, но сторонники одной стороны говорят о военных преступлениях только противоположной – и наоборот).

Да. Все это было. И это непростительно! Историческая память сохраняется. И не только об этом. Пять лет назад польский режиссер Войцех Смажовски снял фильм «Волынь» - о расправах, которые учинили в 1943 году бандеровцы над поляками. Смажовски имел право поднимать такие темы – ранее он снял фильм «Роза», в котором показал, как после войны поляки издевались над этническим меньшинством, мазурами. Те поплатились за то, что были ближе к немцам, чем к полякам, говорили на диалекте немецкого и исповедовали лютеранство. («Роза» была показала на PÖFF, a «Волынь» у нас не шла.) Преступления не забыты. И счет за них будет предъявлен. Но это должен сделать сам народ Украины. А сейчас вершится иное.

Если бы Путин действительно хотел «защитить» ДНР и ЛНР, то российские войска остановились бы на демаркационной линии между самопровозглашенными республиками и землями, подконтрольными Украине. Но он желает совсем не этого. «Защита» - только повод. Его речь заставляла вспомнить сталинскую риторику времен Пакта Молотова – Риббентропа. Отчасти – то, что Молотов говорил о Польше как об «уродливом детище Версальского мира», Отчасти она напоминала бравурную песню, под которую, как мнилось Сталину, Красная Армия войдет в Хельсинки и установит там марионеточное правительство под председательством товарища Куусинена:

Сосняком по откосам кудрявится

Пограничный скупой кругозор.

Принимай нас, Суоми - красавица,

В ожерелье прозрачных озер!..

Много лжи в эти годы наверчено,

Чтоб запутать финляндский народ.

Раскрывайте же теперь нам доверчиво

Половинки широких ворот!

Однако половинки ворот не раскрылись.

Возможно, Путин полагал, что «не-война» обернется прогулкой: ведь у Украины нет ни линии Маннергейма, ни самого маршала Маннергейма. Правда, и у РФ нет не только Георгия Жукова, но даже и Семена Тимошенко. Но кто об этом подумал?

Именно из любви к России, к ее молодым парням, которые сейчас воюют и гибнут не за свою родину, а за амбиции своего президента, из уважения к ее деятелям науки и искусства, осудившим войну, из желания ей счастливого будущего рождается возмущение и осуждение этой войны.

Россия оказывается в изоляции, но это, как и санкции, полбеды. А настоящая беда – в том, что ее репутация непоправимо испорчена. И такого не было еще никогда. (Что бы не кричали о неизбывной «русофобии Запада» политики и прикормленные пропагандисты.)

СССР никогда в таком положении не был. Да, лидеры Запада не принимали коммунистической идеологии и боролись с ней. Но у СССР всегда были миллионы друзей. Трудящиеся стран мира. Потому что они видели, что в СССР есть социальный лифт и социальные гарантии, нет безработицы, есть бесплатное образование, бесплатное (и довольно качественное здравоохранение), нормальные, а не издевательски скудные, как сейчас во всем «постсовке», пенсии, и нет эксплуатации человека человеком. Правда, была эксплуатация государством, но психологически как-то утешительнее, когда тебя эксплуатирует государство, а не как сейчас – бывший парторг или директор, за цену бутерброда приватизировавший предприятие. И своим жизненным уровнем, намного превосходящим наш, и силой своих профсоюзов, с которыми правительства и собственники средств производства вынуждены были считаться, трудящиеся Западной Европы отчасти были обязаны тем, что капиталисты шли на очень серьезные уступки – лишь бы к власти не пробрались коммунисты. Сейчас во всем «постсовке» - самый наглый грабительский капитализм. Впрочем, что об этом говорить, вы чувствуете всё на своем опыте.

И еще одна причина симпатий к СССР. Он вынес на своих плечах основную тяжесть борьбы с нацизмом. Правда, до того был Пакт Молотова – Риббентропа, который шокировал друзей СССР. Но пакт был в силе ровно 22 месяца, а Великая Отечественная война длилась 1418 дней и стоила советскому народу неслыханных жертв. И тут вспоминаются пушкинские строки:

…в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир.

Но страшно, когда этими строками оправдывают действия прямо противоположного толка. По сути дела, произошла приватизация народного подвига в Великую Отечественную теми, кто не имеет к этому никакого отношения и цинично спекулирует на нем. И своих детей на эту войну они не отправят. Тем более, что детки либо получают высшее образование за границей, либо пристроены на разные доходные местечки. А гибнут пусть другие.

«Я всегда думал, что каждый человек против войны, пока не обнаружил, что многие «за» - особенно если им туда не нужно идти самим» (Эрих Мария Ремарк).

Измельчание

После того, как Путин приказал «перевести силы сдерживания в особый режим несения боевого дежурства» мир вплотную подошел к той красной черте, за которой – всеобщая гибель.

В самые напряженные моменты холодной войны ничего подобного не случалось. Хотя бы потому, что в то время политические лидеры слишком четко представляли себе, куда может завести безответственное исполнение «чижика-пыжика» на клавиатуре атомного чемоданчика. Крупнее тогда были политики. Может, от того, что знали, что такое война, на личном опыте. Джордж Буш-старший был военным летчиком во Вторую мировую. Над «Малой землей» посмеивались, воткнутая кем-то услужливым в мемуары маршала Жукова фраза о желании полководца «посоветоваться с полковником Брежневым» была просто неприличием, но ведь Леонид Ильич действительно воевал – и, говорят, неплохо.

Сейчас по всему миру идет катастрофическое измельчание политических лидеров. Возможно, потому что в политике очень легко пробиться за счет демагогии, популизма и т.п., и она – завидное поле деятельности для посредственностей, которые в чем-то креативном не могут состояться.

Пропадает чувство ответственности. Пропадает чувство миссии – то самое, которым обладали люди, выдвинувшиеся во время «поющей революции». Да, у них были свои ошибки, но среди них встречались фигуры крупного масштаба. Пусть даже их переоценивали – правда, потом следовали противоположные оценки. Но если сравнить с теперешними…

Спасибо хоть, что в наших условиях политики хоть не могут сотворить что-то непоправимое. А если брать глобальные масштабы… Одни из своей мелкости и недальновидности не предвидят развитие событий и не способны принять превентивные меры. У других собственное «эго» настолько раздувается, что лучше всего их характеризуют строки из «Евгения Онегина»:

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Такие доморощенные Наполеоны, в зависимости от предоставляемых им возможностей, могут либо из идейных побуждений замочить старуху-процентщицу и ее беременную сестру, либо погубить миллионы людей. Тоже из идейных побуждений. Или по причине мания величия. Но и у Раскольникова она была.

В 1853 году Виктор Гюго написал сатирическое стихотворение, направленное против Наполеона III, который, как известно, стал президентом Франции в результате демократических выборов, а потом объявил себя императором. В подражание своему дяде – первому Наполеону. При третьем во Франции процветала коррупция, расхищалась приятелями императора государственная собственность, происходило сращивание полиции и преступного мира. Но главное – он погубил Францию, ввязавшись в войну с Пруссией: полагал, что она будет быстрой и победоносной. Пруссаки оттяпали у Франции Эльзас и Лотарингию – что наложило свой отпечаток на ХХ век. Франция жаждала реванша, взяла его в Первую мировую войну, итоги которой – революция в России и унижение Германии, в результате которого к власти в оскорбленной стране пришли нацисты. Гюго, конечно, не знал этих последствий, он просто хотел сравнить величие – пусть кровавое величие – с ничтожностью:

Его величие блистало

Пятнадцать лет;

Его победа поднимала

На свой лафет;

Сверкал в его глубоком взгляде

Рок королей.

Ты ж обезьяной скачешь сзади,

Пигмей, пигмей!

Наполеон, спокойно-бледный,

Сам в битву шел;

За ним сквозь канонаду медный

Летел орел;

И он ступил на мост Аркольский

Пятой своей.

Вот деньги — грабь их лапой скользкой,

Пигмей, пигмей!

Столицы с ним от страсти млели;

Рукой побед

Он разрывал их цитадели —

Как бы корсет.

Сдались его веселой силе

Сто крепостей!

А у тебя лишь девки были,

Пигмей, пигмей!

Он шел, таинственный прохожий,

Сквозь гул времен,

Держа и гром, и лавр, и вожжи

Земных племен.

Он пьян был небывалой славой

Под звон мечей.

Вот кровь: смочи твой рот кровавый,

Пигмей, пигмей!

Когда он пал и отдал миру

Былой покой,

Сам океан в его порфиру

Плеснул волной,

И он исчез, как дух громадный

Среди зыбей.

А ты в грязи утонешь смрадной,

Пигмей, пигмей!

Я не провожу никаких параллелей – они невозможны, да и с Наполеоном сравнить некого. Просто – уж больно хорошее стихотворение!

Ключевые слова

Наверх