– Хватит ли мест в гостиницах?
– В этом вопросе есть поддержка со стороны государства. Сейчас заключаются договоры с гостиницами. И тут вступают в игру разные сценарии. Пока приезжают сотни беженцев, их можно принимать и на таком уровне – размещать в гостиницах, обеспечивать трехразовым горячим питанием.
Если беженцы начнут поступать массово и неконтролируемо, когда счет пойдет на тысячи, нужно быть готовыми к эвакуационному размещению в спортзалах и школах.
Такая готовность у нас тоже есть, сценарии расписаны. Это на крайний случай. Хотелось бы этого избежать.
Надо также понимать, что кризисные планы должны учитывать и потребности местных жителей. Современные кризисы приходят неожиданно, один за другим, и мы не знаем, какой будет следующим. Например, при большой технологической аварии тоже необходимо кризисное размещение.
– Многие уже интересуются, где в Таллинне бомбоубежища?
– Бомбоубежищ в Таллинне нет. Это простой ответ на этот вопрос. Никто этим не озадачился на протяжении десятилетий.
Мы много говорили о возможных конфликтах, но никто так и не озадачился хоть какой-то подготовкой.
По оценке городских властей, единственная возможность – это переходы и подземные парковки, что само по себе не является системным подходом.
Нам нужно также задуматься, где размещать в случае необходимости выездные госпитали.
Эти вопросы лежат на поверхности, потому что за последние два года случилось несколько кризисов, и каждый из них показывал, что на государственном уровне у нас не продумана система управления кризисами. Структуры управления кризисом по-прежнему нет. Это пугающий сигнал, который мы опять получили, когда случился очередной кризис.