Пока эстонские порты ждут от государства полномочий, российские суда продолжают в них заходить

Copy
Фото статьи
Фото: Fotod: Ekraanipilt Lehelt Marinetraffic

В то время как несколько стран мира уже закрыли свои порты для российских судов, правительство Эстонии только сегодня обсуждает, нужно ли вводить ограничения и какие. Суда непосредственно под российскими флагами - а также под удобными флагами, но связанные, судя по названиям, с россиянами - вчера стояли в портах Палдиски, Пальяссааре и Мууга, пишет Postimees.

Представители портов и Министерства экономики и коммуникаций подтверждают, что до тех пор, пока правительство или Департамент полиции и погранохраны не вынесет соответствующего распоряжения, отказ в обслуживании российских судов неправомерен.

Советник транспортного департамента Эрки Варма объяснил, что, хотя конкретные ограничения, такие как NOTAM, издаются Транспортным департаментом, решение должно приниматься правительством. Правительство же пока не вводило никаких ограничений на движение российских гражданских судов в эстонских водах и их обслуживание в местных портах. Без решения правительства департамент может ограничить заход судна в порт разве что по техническому состоянию судна.

«Таким образом, применение санкций и запрет на въезд входят скорее в зону ответственности Департамента полиции и погранохраны», — пояснили в ведомстве.

Правительство Эстонии обсудит этот вопрос на сегодняшнем заседании

Советник Минэкономики Таави Аудо подтвердил, что вопрос о том, следует ли и какие ограничения вводить в отношении российских судов и товаров, будет обсуждаться в правительстве сегодня, и каждое министерство внесет свои предложения. Эту же тему в пятницу обсудит комиссия по транзиту под председательством министра экономики и коммуникаций Таави Ааса.

Член парламентской группы поддержки мореходства Аннели Аккерманн добавила, что кабинет министров обсудит технические вопросы введения санкций и позицию Эстонии для представления в Европейский союз. Среди прочего будет обсуждено, как страны после ввода санкций могли бы найти альтернативные каналы поставок некоторых компонентов топлива, без которых автомобили в Европе просто встанут.

«Европа должна быть единой и решительной в своем ответе на вторжение России в Украину. Если Эстония самостоятельно создаст санкции, это создаст ситуацию, при которой ограничение может иметь минимальное влияние на Россию, поскольку суда этих компаний по-прежнему cмогут использовать другие балтийские порты», — заявил министр экономики и коммуникаций Таави Аас, добавив, что решение по пакету не принято.

«Эта мера также не будет столь эффективной, так как может привести к регистрации российских судов в реестрах третьих стран во избежание ограничений. Эффективнее подходить к вопросу через круг владельцев и компаний перевозимых грузов и подсанкционных судов», — пояснил Аас. По его словам, в случае санкций при перевозках совершенно очевидно, что товары, плавающие под флагом государства-члена ЕС, не могут использоваться для перевозки подсанкционных товаров.

«Вывоз, передача, посредничество, прямая или косвенная продажа, поставка, передача и вывоз некоторых товаров военного назначения в России запрещены. Каждое государство-член обязано следить за тем, чтобы запрещенные товары не попадали в Россию с его территории», — пояснил министр.

Вице-канцлер Министерства экономики Каупо Ляэнеранд отметил, что введение санкций в отношении судов, ходящих под флагом Российской Федерации, делает бесполезным еще и тот факт, что смена флага происходит быстро. В то же время российские компании часто используют для регистрации своих судов реестры третьих стран, или так называемые «удобные флаги».

В таком случае дочерняя компания регистрируется как дочерняя компания, учрежденная в том же государстве флага, фактический владелец которой может скрываться за компаниями или юридическими фирмами в безналоговых зонах. Если название судна не указывает напрямую на Россию, как, например, семейство танкеров Sibur, перекачивающих российский газ в эстонских водах, выяснить, кому на самом деле принадлежит судно, бывает довольно сложно.

Судовладелец, судовладелец и грузовладелец также не должны совпадать. Определение того, получает ли Россия выгоду от эксплуатации того или иного судна, является длительным и трудоемким процессом документирования, и у портов обычно нет ни времени, ни персонала для этого. В США лоцманы, призывающие к санкциям против российских cудов, пришли к выводу, что эту работу должен проводить государственный орган, вводящий ограничения. В Эстонии этот вопрос еще даже не обсуждался.

Менее десяти российских судов в водах Эстонии

Сколько судов, принадлежащих или заработанных российскими компаниями, сейчас находится в эстонских водах, ни один департамент не смог ответить. По данным сайта Marinetraffic, работающего на основе системы идентификации судов AIS, вчера в эстонских портах и ​​водах находились четыре судна под российским флагом, а также несколько других судов под либерийским и другими удобными флагами, название которых может указывать на российского владельца.

Пресс-секретарь Таллиннского порта Сирле Арро сказала, что до тех пор, пока правительство, Департамент полиции и погранохраны или Транспортный департамент не издадут соответствующее распоряжение, порты не могут отказать в обслуживании судов, принадлежащих российскому флагу или российским компаниям.

«Таллиннский порт осуждает военное нападение России на Украину. Несомненно, это приведет к санкциям против России, и Таллиннский порт будет полностью сотрудничать в вопросах реализации санкций. Мы ждем более четких положений о санкциях», — сказала Арро.

Наверх