Один из зарубежных гостей, путешествовавший по Эстонии, не смог сдержать своих эмоций: «Природа Эстонии божественна! Но как вы позволяете этим развалинам стоять посреди этой красоты? Это что, декорации к какому-нибудь фильму? И кто это разрешил?».
А что за кино здесь снимают?
Прав наш гость был лишь отчасти: природа была, развалины были, не было только съемок. И эти монстры с черными пустыми оконными проемами — не декорации, а наследие прошлого. Десятилетиями торчат они посреди полей и лугов. Пустые. Разваливающиеся.
Окружающая среда не состоит из каких-то отдельных элементов. Это одно целое, где разные составляющие определяют общее состояние. Мы можем восхищаться прекрасным пейзажем, наслаждаться чистым воздухом, но если посреди всего этого великолепия стоит и отравляет все вокруг замок-привидение, то это целое разрушено.
Оставшиеся с советских времен и разрушающиеся здания заводов, воинских частей, хлевов не просто стоят, они воздействуют самым опасным образом. Незакрытые шахты военных объектов, склады сельскохозяйственных удобрений, прочие заброшенные промышленные постройки представляют опасность не только для бесшабашных искателей приключений, но и для подземных вод. А это уже непосредственный риск для множества людей.
Чтобы все это снести и привести в порядок природную среду, нужны огромные средства, которых не хватает ни у местных самоуправлений, ни у активистов, ни у владельцев объектов. Именно поэтому мы планируем предоставить возможность получения пособий для сноса опасных и загрязняющих объектов.
Получателями этих пособий от Центра инвестиций в окружающую среду могут стать предприятия, организации третьего сектора, местные самоуправления. Я призываю всех активных и неравнодушных людей сообщать местным органам власти о таких заброшенных постройках.
Думаю, что и сами местные власти будут признательны за помощь. А владельцам земли, на которой расположены такие объекты, стоило бы пересмотреть свои планы по ведению хозяйства.
Если ходатайствующим является не владелец объекта, то в таком случае необходимо получить согласие от владельца. Местное самоуправление должно дать оценку, является ли этот объект непригодным для использования и загрязняющим окружающую среду.
Защитники памятников старины интересовались у меня, где гарантии, что под слом не пойдут уникальные архитектурные ценности. Могу их заверить, что ни одно здание, считающееся памятником истории и архитектуры, не будет снесено. Уверена, что уменьшение визуального загрязнения порадует и защитников старины.
Первая возможность для получения помощи на ликвидацию таких замков-призраков появится уже в первой половине текущего года. Сейчас мы ждем от других министерств ответов на данное предложение, но я уверена, что мои коллеги против не будут.
И уже после всех согласований Центр инвестиций в окружающую среду обнародует информацию о возможностях ходатайствовать о пособии. Вся документация поступит и в местные самоуправления.
И не стоит расстраиваться тем, кто не успеет подать ходатайство в первом круге — это не одноразовая мера, а прогамма, расчитанная на несколько лет. Программа будет работать ровно столько, сколько будет желающих очистить природу Эстонии от замков-призраков.