Однако Россия настаивает, что ссылки на геноцид для обоснования спецоперации в любом случае не были первостепенными. А разбирать вопрос за пределами спора о нарушении Конвенции о геноциде у суда юрисдикции нет.
Россия просит суд это признать и воздержаться от обеспечительных мер, а дело "о ложных и оскорбительных утверждениях России о геноциде как предлоге для ее незаконной военной агрессии" - прекратить.
Как отреагирует суд. Прогнозирует эксперт
Россия не стала бойкотировать этот спор, а продемонстрировала "полубойкот", проявив уважение к суду, отмечает другой эксперт по международному праву, пожелавший остаться анонимным. По его мнению, вопрос о юрисдикции суда - действительно не однозначный, поскольку в официальных российских документах о геноциде действительно не говорится. Заявления России о геноциде были "пропагандистской завесой", но формально Россия ссылается на помощь ЛНР и ДНР в самообороне, объясняет эксперт. При этом спор о толковании Конвенции о геноциде является теоретическим, а спор о фактах ее нарушения в этом деле отсутствует.
Если бы Россия приняла участие в слушаниях, а само дело слушалось не в экстраординарной обстановке, суд мог бы и принять российские аргументы, рассуждает эксперт. Но при рассмотрении ходатайства об обеспечительных мерах вопрос юрисдикции рассматривается поверхностно, так что эта проблема может возникнуть лишь на следующих стадиях рассмотрения дела по существу.
По прогнозу эксперта, суд все же примет обеспечительные меры в ближайшие пару недель и издаст приказ о прекращении военных действий. А доводы о юрисдикции начнет рассматривать позже - уже на стадии рассмотрении спора по существу.