Мы ограничены не только временем, но и человеческим ресурсом. Нехватка учителей и опорного персонала не дает нам возможности воспользоваться лучшими практиками и методиками, которые могли бы помочь украинским детям быстро и эффективно освоиться в нашем культурном и языковом пространстве.
Местные самоуправления получили совет от государства отправлять украинских детей в эстоноязычные школы, чтобы приблизить учеников к эстонскому языку и культуре, а также избежать возможных конфликтов между русскими и украинскими подростками. Я поддерживаю такой подход, однако каковы возможности наших школ?
На первый взгляд, самый простой вариант — это отправить иноязычных детей в русские школы, в которых на данный момент учится примерно 21 000 учеников. В таком случае следует задаться вопросом, поможет ли такое решение построить сплоченное общество или же мы вновь увеличим число людей, которые по большому счету отрезаны от эстонского культурного и информационного пространства.
Думаю, что ни один чиновник сферы образования не способен сегодня сделать прогноз насчет продолжительности этого кризиса, как скоро украинские дети вернутся домой, и сколько из них решит остаться. Именно это заставляет сегодня, помимо тушения пожара, задуматься о долгосрочном плане.
В новых условиях система образования Эстонии нуждается в расширении программы языкового погружения в русскоязычных школах, чтобы новые ученики наравне со старыми смогли бы получить современное эстоноязычное образование, которое позволяет сохранить родной язык и идентичность. Также, следует открыть классы языкового погружения в эстоноязычных школах, чтобы иноязычные дети могли приспособиться к учебе на эстонском и в будущем, при желании, продолжить учиться только на эстонском.