:format(webp)/nginx/o/2020/04/26/13071748t1h183c.jpg)
Прибывшие в Эстонию беженцы столкнулись с тем, что работать им разрешили, вот только существующие ограничения крайне затрудняют этот процесс: в первую очередь речь идет о языковых требованиях и признании профессиональной квалификации местными компетентными органами.
Так нужен эстонский или нет?
По состоянию на 22 марта на портале CVkeskus было 630 вакансий, имеющим отметку «Підходить і для українців». Однако при рассмотрении многих предложений о работе, к примеру, в сфере обслуживания, можно было увидеть требование о знании языка минимум на категорию B1. Такой парадокс можно было наблюдать в объявлениях от McDonald’s, Hesburger, H&M и многих других фирм, чей профиль — обслуживание клиентов.
По словам пресс-секретаря CVkeskus Хенри Аувяэрта, работодатели сами вносят на портал сведения о вакансиях, и, возможно, отмечая, что работа подходит украинцам, просто забыли обновить стандартный текст объявления и убрать из него требование о знании госязыка на определенном уровне. Аувяэрт обещал обратить на данную ситуацию внимание работодателей.
После того, как Rus.Postimees обратился за комментариями к McDonald’s и Hesburger, фирмы отреагировали практически сразу, убрав из объявлений языковые требования.
Гендиректор ресторанов McDonald’s в Балтийских странах Владимир Яневски прокомментировал, что они ожидают на работу абсолютно всех, компания готова брать на работу украинских беженцев во всех странах Балтии. Конечно, каждого кандидата будут оценивать отдельно, и ему будет предложена именно та должность, которая лучше всего ему подходит. «Знание эстонского языка на уровне B1 требуется только тем потенциальным работникам, в обязанности которых будет входит общение с посетителями», - добавил Яневски.
Сеть магазинов H&M в разделе «вопрос-ответ» на портале ответила потенциальному работнику на вопрос о необходимости знания госязыка следующее: «В настоящее время мы нанимаем украинцев, которые не говорят на нашем официальном языке. Наши коллеги поддержат их и научат самым простым предложениям — как здороваться с клиентами и т. д. Конечно, все кандидаты также будут проходить предварительное собеседование, чтобы определить, подходим ли мы друг другу».
Сейчас только одно объявление по работе в H&M имеет значок «подходит и для украинцев», в требованиях нет пункта о знании языка и предлагается работа с частичной занятостью.
Представитель Hesburger Иева Салмела на вопрос Rus.Postimees лишь ответила, что компания обновила свои объявления на портале и уже убрала языковое требование.
Еще в начале марта гендиректор Языкового департамента объяснил, что предприятия могут брать на работу людей без знания эстонского, но обязаны обеспечить корректное обслуживание клиентов: например, если в торговом зале находится работник, который не говорит по-эстонски, его коллеги должны ему помочь, писал Rus.ERR. Томуск подтвердил, что, если департамент будет получать жалобу и речь будет идти о беженце из Украины, чиновники не будут делать предписания. Он заверил, что языковое требование не будет распространяться даже на учителей, поэтому беженцы могут спокойно приступать к работе с детьми.
Таким образом, препятствий при работе в сфере обслуживания, казалось бы, нет. Другое дело — профессии, с которыми иностранному специалисту, получившему образование не в ЕС, невозможно работать по специальности без признания квалификации, а ее в некоторых случаях невозможно подтвердить без знания госязыка.
С признанием квалификации сложнее
В Эстонии существует два списка профессий: регулируемые (медработники, инженеры, учителя) и нерегулируемые (повара, сиделки, садовники, сотрудники сферы красоты, IT).
Регулируемыми профессиями или специальностями являются те профессии или профессиональная деятельность, в отношении которых эстонским законодательством или постановлениями установлены определенные требования к образованию или трудовому опыту (т.е. профессиональной квалификации). Чтобы работать по регулируемой профессии необходимо, чтобы компетентное учреждение решило, достаточно ли полученного человеком в иностранном государстве образования или трудового опыта для деятельности в Эстонии по той же специальности. Более подробно о том, каким образом признается профессиональная квалификация, для какой профессии это актуально и куда обращаться можно найти тут.
Несмотря на то, что Трудовая инспекция попросила компетентные учреждения облегчить или ускорить процессы признания квалификации для украинских беженцев, сделать это не так просто, поскольку законы Эстонии устанавливают четкие требования в отношении полученного образования, в том числе требования к владению эстонским языком.
Некоторые беженцы уже приступили к работе в эстонских школах
По данным Министерства образования, к 19 марта в Таллиннском пункте приема беженцев о себе дали знать 235 учителей и 76 воспитателей детских садов. В других регионах находятся еще 32 учителя. Несмотря на то, что работа педагогом является регулируемой в Эстонии профессией, нескольким беженцам уже удалось приступить к преподаванию в Эстонии, о чем сообщала «Актуальная камера». На каком основании учебным заведениям позволили взять на работу украинских беженцев?
«В случае учителей и других специалистов в сфере образования из Украины как третьей страны, признание иностранных профессиональных квалификаций не осуществляется. Если только профессиональная квалификация учителя не соответствует условиям Закона о признании иностранных профессиональных квалификаций, — прокомментировала Rus.Postimees пресс-секретарь Министерства науки и образования Вероника Горбатенко. — На беженцев распространяются эстонские правила, которые хорошо знакомы руководителям учебных заведений. Руководитель учебного заведения должен оценить квалификацию учителя из Украины на предлагаемую должность и объяснить ему требования к квалификации. Центр ENIC/NARIC может помочь с академическим признанием».
По словам Горбатенко, на данный момент большинство учителей из Украины работают в эстонских школах на должности помощника учителя, к которой не предъявляются настолько строгие требования к квалификации, как к учителям. Также используется вариант оценки соответствия сотрудника на должность руководителем школы с заключением временного договора.
Она отметила, что сейчас рассматриваются возможности для уменьшения бюрократии в процессе признания квалификации украинских специалистов.
Вопрос работы в сфере здравоохранения тоже на стадии обсуждения
Министерство социальных дел, в ведении которого находится Департамент здоровья, подтверждающий квалификации работников сферы здравоохранения, сейчас активно ищет способы, как и при каких условиях привлечь на работу беженцев.
По словам главного специалиста отдела развития системы здравоохранения министерства Катре Трофимов, согласно собранным в пунктах приема беженцев данным, к нам прибыло почти 300 человек, которые обозначили своей профессиональной деятельностью сферу здравоохранения, то есть среди этих людей могут быть медсестры, врачи, аптекари и прочие.
Пока что, отмечает она, украинские беженцы не могут работать врачами, медсестрами, акушерками и зубными врачами. Сейчас медучреждения могут принимать на работу людей с опытом в области здравоохранения только на должности, предполагающие вспомогательные функции, к примеру, санитаров, чтобы люди могли познакомиться с системой здравоохранения и начать процесс признания квалификации, а также изучения эстонского языка, которое, согласно действующим правилам, необходимо.
«В последние недели мы находились в тесном контакте с учебными заведениями, медсестрами, врачами, обществами семейных врачей, а также с представителями работодателей как из частного сектора, так и из больничной сети, чтобы найти пути и условия для привлечения военных беженцев к медицинскому обслуживанию в Эстонии», - сказала Трофимов, добавляя, что встреча с вышеупомянутыми представителями была проведена и в минувшую среду, 23 марта.
«Учитывая, что кроме врачей и медсестер, в Эстонию прибыло и огромное число нуждающихся в лечении людей, и уже сейчас чувствуется нехватка дополнительной рабочей силы, то мы еще раз проведем встречу в более узком кругу, чтобы обсудить необходимость ввести временные изменения, которые позволили бы под ответственность медицинского учреждения привлекать к работе украинских медицинских работников, получивших в Эстонии временную защиту», - объяснила Трофимов.
Она подтвердила, что участвовавшие в обсуждении представители сферы здравоохранения не сочти необходимым изменить установленные законом правила признания квалификации или регистрации медработников, прибывшим из-за пределов ЕС. «Поэтому вместе мы будем уточнять возможности для работы в рамках существующих правил и параллельно также рассмотрим временные послабления для ускорения интеграции беженцев, в том числе языковой вопрос. В то же время необходимо подумать о том, как привлечь их в систему, чтобы в будущем, при желании они могли спокойно продолжить работать с эстонской системе здравоохранения», - добавила Трофимов.
В пятницу, 1 апреля, с 11 до 14 часов в конференц-зале Tallink Spa&Conference Hotel (Садама, 11a, Таллинн) состоится инфочас, в ходе которого представители города Таллинна, министерства социальных дел, Кассы по безработице и Таллиннской высшей школы здравоохранения расскажут о разных аспектах трудоустройства в талллиннских больницах. Информацией также поделятся представители Ида-Таллиннской центральной больницы, Ляэне-Таллиннской центральной больницы, Региональной и Детской больницы.
Эстонский центр ENIC/NARIC оказывает помощь в оценке квалификаций, удостоверяющих иностранное высшее образование и обеспечивающих доступ к высшему образованию (академические степени, дипломы, сертификаты и т. д.), а также помогает в определении соответствия квалификаций эстонской системе образования и вносит предложения за их признание. Центр ENIC/NARIC по результатам оценки
Оценкой квалификаций беженцев без документов и выдачей соответствующих документов также заведует центр ENIC/NARIC.