Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Психолог Мати Хейдметс: «Я не верю в разговоры о том, что Путин болен или сошел с ума»

Профессор социальной психологии Таллиннского университета Мати Хейдметс говорит, что предназначенные для власти границы диктатор переходит на протяжении всего своего срока.
  • Путину в продвижении имперского мышления помогает ностальгия по СССР
  • Владимиру Зеленскому в инфовойне в Кремлем помогают актерские навыки
  • Европейское благополучное общество отодвигает войну как можно дальше

Во время войны в Украине западный мир оправдывает свое бездействие в защите Украины нарративом о «загнанном в угол» Путине. Сразу после начала войны начали звучать утверждения, что президент России болен, сошел с ума или находится в состоянии отчаяния и может отнестись к любой военной активности Запада в защите Украины, как к экзистенциальной угрозе, пишет Postimees.

Вопрос «что происходит в голове у Путина?» содержит в себе еще несколько вопросов. Каковы его личные родовые предрасположенности? Каким был его путь становления и жизненный опыт? На эти вопросы издание попросило ответить профессора социальной психологии Таллиннского университета Мати Хейдметса.

- Каким человеком вам как психологу представляется президент России Владимир Путин, как он может себя вести с ситуации войны или кризиса?

- Он ведет себя как любой другой человек в рамках своего мировоззрения и понимания мира. Обычно психология рассматривает и среду, в которой человек вырос. Путин — продукт советского времени и в самом жестком смысле, поскольку его жизнь и период формирования были связаны с КГБ. Советское понимание мира начало проявляться в нем сразу, как только он пришел к власти, отсюда слова о том, что развал СССР был катастрофой, а 25 миллионов русских оказались за границами новой России. Его пониманием ситуации может быть «Запад поставил Россию на колени - и теперь мы должны подняться».

Я представляю себе Путина, периодически стоящего перед большой картой мира, на которой он смотрит на прежние территории Советского Союза и вспоминает времена, когда сфера влияния России достигала Чехии и границ Восточной Германии. Он явно решил, — и скорее всего, не только он один — что всю ту «несправедливость», с которой Россия столкнулась за последние десятилетия, нужно исправить.

- Путин сейчас адекватен? Он понимает, что происходит, как он может себя чувствовать?

- Я не верю в разговоры о том, что Путин болен, скоро умрет или повредился рассудком. Кажется, что как он, так и его близкое окружение искренне верят в то, что мир состоит из империй, а право голоса есть только у «больших». Имперское мышление — это давняя часть русской политической культуры, Путин является ее рельефным представителем.

Как и при любом другом единовластии, масла в огонь принимающихся в России решений и их адекватности подливает желание понравиться начальству. Информация, собирающаяся на местах, когда добирается до самого верха, меняется до неузнаваемости. Ну, не является украинская армия беспомощной бандой, а в украинских городах не встречают освободителей с цветами, как рассказывали ему советники.

Можно предположить, что достижения первого месяца войны сильно расстроили Путина. Так называемый сбор русских земель не идет так гладко, как рассказывают по телевизору по вечерам.

- Западные СМИ говорят, что Путину придется предложить возможность «сохранить лицо», говорят об угрозе, которая возникнет, если Путин почувствует себя загнанным в угол. Что вы скажете об этом?

- То, что Путин чувствует себя загнанным в угол, в большей степени является выдумкой западных людей. Русская пропагандистская машина достаточно сильна для того, чтобы даже в самой сложной ситуации убедить и народ, и его руководителей в том, что именно они все делают правильно, а Запад наполнен склочными врагами. Что украинцы являются заблудшими братьями и их нужно освободить от власти нацистов. Точка.

Нет никаких сомнений в абсурдности конструкции такой справедливости. Свои ошибки признает и уходит в отставку премьер-министр Швеции, в русской политической культуре такого не предусмотрено. Российский правитель всегда прав, а о том, чтобы сохранить лицо, он в принципе не волнуется.

- То, что происходит на военных площадках плюс санкции — это то, что определит будущие границы Украины. Есть опасения, что эти границы могут оказаться меньше тех, которые были после распада Советского Союза. Насколько сильное влияние оказывает на общество такая пропаганда?

- Если вернуться к советскому времени, которое было большой частью и моей жизни, то это было время, когда советская система стала чуть более мягкой и расплывчатой и, по крайней мере, в мое школьное время уже не было заметно жесткого сталинизма. Интересно то, что для многих русских Советский Союз является моделью идеального общества.

Ностальгия по прежнему жизненному укладу, при котором есть конкретный руководитель и четкая иерархия власти… Корни этого уходят в прежнюю гражданскую жизнь царской России. Путину не нужно было выдумывать тот идеал, который он пропагандирует. Это уже было у России, Путин просто реанимирует какую-то укоренившуюся модель, а не строит и не формирует ее.

В этом ему помогает православная церковь. Патриарх Кирилл поддерживает эту войну, что не очень обычно для церкви. И поэтому нет причин считать, что демократическое устройство в государстве и мышление, ставящее в центр человека, сильны в России.

Когда мы смотрим на глобус, то должны признать, что население демократических стран находится в численном меньшинстве. Мы скорее живем в таком мире, где самым главным является государство, каковым сейчас и является Россия. Ради чести и славы государства не составляет проблему пожертвовать тысячами людей, поскольку в иерархии ценностей находятся интересы страны, а достоинство и сила государства являются самым важным. Мы все время должны помнить о том, что доминирующий на Западе стиль жизни является новшеством на мировой арене и остается в явном меньшинстве.

В воинственной речи, произнесенной 18 марта в Москве, Владимир Путин сказал, что самая красивая смерть - это умереть, закрыв своим телом товарища.

- Кроме ведущей к геноциду войны на риторическом уровне все больше возникает сравнений с фашизмом. Любимым идеологом Путина является действовавший в начале прошлого века христианский фашист Иван Ильин. Придя к власти, Путин начал распространять его работы. Во время этой войны в России проявил свое лицо созревший фашизм?

- Ну, слово «фашизм» в России товаром не станет. Хотя в действиях определенные параллели увидеть можно. Конфликт с Украиной для многих людей содержит в себе внутреннее напряжение, поскольку речь идет о другом славянском народе. В глобальном масштабе сегодня самый большой раскол имеется в самом российском обществе, где есть и демократическая, ценящая либеральный гуманизм компания. В воинственной речи, произнесенной в Лужниках, Путин сказал, что самая красивая смерть — это когда ты своим телом закрываешь товарища, чтобы спасти его. Образ мышления времен Второй мировой войны необязательно должен прийтись по вкусу большей части русской молодежи, но это выражение в свою очередь показывает, что в действительности образ мышления Путина все еще остается в ситуации многолетней давности. Я не знаю, правда ли, что он не пользуется интернетом, но такие разговоры ходят.

Есть большая часть русских людей, которые шокированы этой войной, они не могут принять эту позицию. С одной стороны, они хотят, чтобы у России все было хорошо, а с другой стороны - все эти ужасы войны, которые напрямую не показывают. Но в современном мире прямо или косвенно об этом можно узнать. Хотя бы потому, что в Украине погибло очень много русских парней и информация об этом распространяется.

Эта внутренняя напряженность наверняка значительносильнее, чем те разногласия, которые сейчас имеются в западном мире. Для меня положительным сюрпризом стала вспышка эмпатии в Эстонии и на остальном Западе, которая не была срежиссирована сверху. Эта эмпания пошла снизу вверх, от корней общества, и я надеюсь, что это не исчезнет очень быстро. Но направление указывает принципиальная разница между двумя типами общества.

Если посмотреть обсуждение войны в российских СМИ, то там неважно, сколько человек погибло и сколько имеется беженцев, разговор происходит у большой глобальной карты и там расставляются границы власти. Речь идет о том, кто важнее, кто кого уважает. У нас - напротив - внимание сосредоточено на благополучии людей и гуманитарной ситуации. В этом принципиальная разница видения мира, и мы все время должны помнить о том, что демократический и гуманистический образ мировоззрения возник совсем недавно и находится с явном меньшинстве.

- Как общается с диктатором его ближний круг? Может ли у такого человека, как Путин, быть настоящий друг?

- Мир диктаторов описан, их очень много изучали в истории. И одним из выводов является то, что диктатора с окружением связывает не дружба, а причастность к общей вине. Диктатор приказывает своим соратникам творить ужасы, и это вызывает в них ощущение, что только с этим человеком они смогут продолжать жить в безопасности, что его исчезновение опасно для их жизни. Такие жесткие руководители являются по-своему несчастными людьми. Трудно предположить, сколько у него друзей по спорту (Путин занимается на любительском уровне дзюдо и хоккеемред.). С министром обороны Сергеем Шойгу он раньше рыбачил в горах Алтая.

- Путин заботится об идеологической стабильности режима, у него работают так называемые уличные идеологи, — Александр Дугин, Владислав Сурков — которые занимаются идеологической сдержанностью руководителя, чтобы он сам не отклонился от веры в правильность своих мотивов. Можем ли мы предположить, где предел той жестокости, перейти который Путин был бы готов, чтобы продавить свою волю и исходя из чего он этот предел отодвигает?

- Я не знаю дружелюбных диктаторов. Пересечение предназначенных для власти границ сопровождает диктатора постоянно. Если в западном мире мы привыкли к временным руководителям, у которых имеется четырех-пятилетний срок полномочий, на чем все может и закончиться, то руководитель общества, основанного на иерархии, сделает все для того, чтобы остаться при должности навсегда. Президент Туркмении Гурбандули Бердымахмедов, например, уже позволил выбрать вместо себя своего сына. То есть эта жестокость связана и со страхом, что если произойдет смена власти, то следующий диктатор будет таким же жестоким к уступившим ему власть.

Может быть, я выдаю желаемое за действительное, но я надеюсь, что в контексте Украины не дойдет до той жестокости и садизма, когда начнут использовать, например, химическое оружие.

Путин каждый день получает отчеты и от руководителя Центробанка Эльвиры Набиулиной, в которых говорится о состоянии финансов, как и отчеты от других чиновников о том, что самолеты не летают и каковы продвижения на военном уровне. Рациональный элемент соединения и расхождения в победах и поражениях представляется ему каждый день и во время войны.

- В лице президента Украины Владимира Зеленского мир за сутки получил лидера, о котором он и не подозревал, что таковой имеется. Является ли Зеленский героем? Как вообще стало возможным такое резкое изменение в восприятии Зеленского - не важно, основано она на его словах или на реальных достижениях?

- То, что Зеленский больше на плаву в военное время, чем в мирное, это — факт. Я считаю, что это и удачное совпадение обстоятельств. Он долгое время зарабатывал на хлеб актерством, а это умение убедительно подать себя людям, говорить, не теряя контакта со зрителем. Эти навыки очень хорошо помогают руководителям страны во время войны.

Если до войны большая часть жителей земли даже не слышала, что такое Украина, то теперь она известна во всем мире. Если о войне вообще можно говорить в положительном ключе, то репутация Украины в мире с большей степени сложилась благодаря Зеленскому, а также самих украинцев, которые с такой удивительной смелостью противостоят российской армии.

Если теперь рядом с Зеленским поставить так называемых западных людей, которые его прежде всего смотрят, аплодируют и реагируют, то наряду с этим Запад думает, в какой степени вмешиваться, в какой степени помогать, закрывать небо или нет. С одной стороны, такие размышления являются демократическими, но, с другой стороны, это убеждение живущего хорошей жизнью общества, в котором жизни людей важнее всего, а войны никто не хочет. Делается все для того, чтобы война не началась, откладывают возможную войну так далеко, насколько это возможно. Что в свою очередь возбуждает тех российских лидеров мнения, которые говорят в Москве о том, чтобы сбросить ядерную бомбу на Варшаву.

- Одним из сюрпризов в Эстонии стал взрыв эмпатии в помощи военным беженцам. В Эстонии сейчас нет таких напряженных внутренних дебатов, которые велись во время миграционного кризиса 2015 года. Вместо споров энергию направляют на помощь украинским беженцев. Как это объяснить?

- Это очень приятное открытие зрелости не только в эстонском обществе, но и во всей Европе. Война отвлекла от праздности в европейском мире благополучия. Нигде нет тех палаточных лагерей беженцев, какие мы видели раньше. Повсюду украинских беженцев принимают в общество как своих.

- Как мы должны подготовить себя к 9 мая этого года, как предотвратить усиление напряженности среди людей, говорящих на русском языке?

- Самое главное — внутренний настрой, то есть использовать возможность промолчать. Когда-то один французский президент советовал Эстонии использовать возможность промолчать, мы могли бы использовать этот совет 9 мая.

Комментарии
Наверх