Cообщи

Катри Райк: жители Нарвы боятся, что станут людьми третьего сорта (7)

  • Важно избежать раскола на три лагеря недовольных
  • Люди остерегаются санкций и потери рабочих мест
  • Нам предстоит понять, как жить дальше вместе

Насколько сложно Нарве на фоне украинской трагедии и разрыва всех связей с Россией? Есть ли опасность возникновения внутренних конфликтов?

На вопросы Rus.Postimees ответила в прямом эфире мэр Нарвы Катри Райк.

Фрагмент беседы:

– Как Нарва принимает беженцев? Справляется ли город со сложностями?

– На сегодня в Нарву прибыло 308 беженцев, 144 из которых – дети. 24 ребенка уже отправлены в детские сады и школы, где они нормально со всем справляются. В Нарве находятся только те беженцы, которые приехали к родственникам. У города нет возможности предоставить им жилье.

Во избежание конфликтов мы стараемся больше говорить с людьми. Мы все оказались перед одним вызовом. И мы должны с этим справиться.

При этом нужно помнить, что Эстония – наш общий дом. Другого дома нам не дано – ни эстонцам, ни местным русскоязычным жителям.

Мне больно слышать, когда жители Нарвы говорят, что их превращают в людей третьего сорта. Мол, раньше были вторым сортом, а теперь стали третьим.

Здесь приходятся терпеливо разъяснять, что означает статус временно защищенного лица, говорить о причинах приезда этих людей в Эстонию и о том, как нам вместе справиться с этой ситуаций.

– Хватит ли рабочих мест на всех? Как решается этот вопрос?

– Это очень серьезный вопрос. Безработица выросла уже во время ковида. На данный момент в Нарве 2800 официальных безработных.

Разумеется, люди боятся санкций, потери рабочих мест. Не на шутку взволнованны те, кто занят в сфере металлообработки.

Сказывается дефицит и резкое подорожание сырья. И это только начало. Люди это прекрасно понимают. И я часто себя спрашиваю, а что будет в сентябре?

Что касается украинцев, то вакансии для них есть: мужчин ждут в строительном секторе, женщины могут работать швеями. При этом в Нарве сейчас ищут работу только 18 украинцев. На мой взгляд, нужно всячески помогать украинцам в поисках работы, чтобы они не повисли у нас на шее и справились со всем сами.

– Готова ли Нарва к увеличению потока беженцев?

– Есть договоренность с государством, что в Нарву не будет направляться большой поток беженцев. К нам будут приезжать только те, у кого в городе есть родственники и близкие знакомые. Разумеется, украинские рабочие, которые ранее здесь трудились, тоже смогут привезти к себе свои семьи. Число беженцев каждый день увеличивается, но трудно сейчас всем. Таллинну – еще труднее. Мы справимся со всеми сложностями.

У многих русскоязычных людей сейчас идет ломка самосознания, внутреннего мира, так как они имеют корни и родственников в Украине. Многие русские задаются вопросом: «Кто я? Имею ли я отношение к режиму Путина?». Разумеется, нет. Люди в замешательстве. Некоторые даже заявляют, что не хотят быть больше русскими. Мой ответ им: «Ты был, есть и будешь русским». И мы, эстонцы, должны понимать, что это наш общий дом. В этом смысле сейчас очень сложные времена.

Самое важное, чтобы к осени не образовалось три лагеря недовольных: эстонцев, русских и украинцев. Мы впряглись в большой марафон, и это не забег на 60 или 100 метров.

– Так что же будет к сентябрю? Удастся ли избежать раскола на три лагеря?

– Ответа на этот вопрос пока нет. Я сейчас встречаюсь и общаюсь с разными работодателями, представителями EAS. Важно, чтобы государство быстро открыло для нас Фонд справедливого перехода. Еще до 24 февраля мы успели договориться с Ragn-Sells о создании самого большого в Северной Европе завода на основе цикловой технологии по производству из сланцевой золы кальциевого карбоната; речь также шла о создании концерном Silmet нового завода постоянных магнитов и расширении завода Аквафор до 700 мест, но сейчас наступила большая неясность.

– Жители Нарвы оказались в ситуации, когда с одной стороны – украинская трагедия, с другой – полный разрыв культурных и экономических связей с восточным соседом. Насколько сильно это влияет на Нарву?

– Однозначно, что российских гостей на Дне города в июне больше не будет. Культурные связи, скорее всего, попытаемся сохранить. При нынешнем курсе рубля нарвитянам стало выгодно посещать Россию, но, разумеется, влияние санкций нам еще предстоит ощутить. Это только начало.

– Есть ли опасность возникновения внутренних конфликтов?

– Многие журналисты по традиции начинают искать в Нарве тех, кто скучает по России, сожалеет о закрытии границы и поддерживает Путина. Я отправляю таких журналистов искать нечто подобное в Ласнамяэ.

В Нарве нет раскола между эстонцами и русскими. Это раскол поколений.

– Так почему же нарвитяне не особо-то желают общаться с прессой на тему Украины и России? Откуда такое недоверие к СМИ?

– Мы устали. Мы были словно на фронте в 2007 году, потом в 2014 году, когда все искали у нас зеленых человечков Путина. Мы устали от ассоциаций Нарвы с 9 мая. Это ведь всего лишь один день между 8 и 10 мая. Эстонская пресса сама и сделала из 9 мая непонятно что, слетаясь тучами в Нарву с фото- и телекамерами. Все искали конфликта.

Нет у нас конфликта. Нарва – эстонский город!

Кроме того, люди не высказывают свои мысли вслух, потому что боятся. Неизвестно, как сказанное будет воспринято. Люди не хотят конфликтов, пытаются их избегать. Я даже называю это для себя «болезненной тишиной».

Надо понимать, что Нарва – русскоязычный город. Каждый третий житель – гражданин России. И все эти люди родились в Эстонии, у них нет другой родины. И очень важно, чтобы в новой ситуации все эти люди чувствовали себя в Эстонии комфортно.

С приближением 9 мая хочу четко обозначить свою позицию. Давайте оставаться людьми! Постараемся избежать провокаций, оставим флаги дома, не будем устраивать митингов и говорить речей. И стоит много раз подумать, надевать ли в этот день на грудь георгиевскую ленточку. Сейчас мы должны проявить друг к другу уважение и понимание.

Разумеется, надо чтить своих предков, возлагать на могилы цветы. В свободной стране никто не может быть за это наказан.

– Недавно в Нарве побывал десант министров из Таллинна. С чем это связано? Неужели до сих пор возникают сомнения в лояльности нарвитян?

– Подчеркиваю, что Нарва – эстонский город. Лет десять назад сами эстонцы в этом сомневались. Сейчас же вопрос снят с повестки дня. Уже всем ясно, Нарва – лояльный город.

Первый со времен ковид-ограничений выезд правительства в регион – очень важен. Министры должны не только от меня узнавать о том, как живет Нарва, но сами слушать и слышать, о чем говорят предприниматели, молодежь и все простые люди.

В итоге правительство помогло с выделением денег на строительство двух школ в Кохтла-Ярве и Нарве. И нам удалось обсудить начало строительства четырехполосной шоссейной дороги. Это хорошие новости.

– Почему же у населения Нарвы возникает ощущение третьесортности?

– Я считаю слабой коммуникацию на уровне государства. У людей не должно возникать вопросов, которые сейчас остаются без ответа. С поступлением беженцев повсюду используется украинский флаг – люди даже спрашивают, а где наш сине-черно-белый?

Информация о статусе временно защищенных лиц – очень расплывчата.

Нарвитяне спрашивают, почему украинцам обеспечено бесплатное обучение эстонскому языку, а нам нет? Я тоже задаюсь вопросом, а где нам взять учителей?

Понимаю, что на это выделено 10 млн евро, но мне непонятно, откуда появятся эти учителя. Нарвитян удивляет, что украинцам предоставляют рабочие места, да еще и с более высокой зарплатой. Последнее утверждение – неверно, закон изменен. Нужно своевременно все разъяснять и развеивать сомнения.

Подробнее в повторе!

Студия Postimees: Нарве труднее всех? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / S.Oliver
Студия Postimees: Нарве труднее всех? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / S.Oliver Фото: Andres Haabu / Postimees
  • Как Нарва принимает беженцев? Хватает ли жилья и рабочих мест?
  • Недавно в Нарве побывал десант высокопоставленных политиков из Таллинна. С чем это связано? Опять возникли сомнения в лояльности нарвитян?
  • Жители Ида-Вирумаа не особо желают общаться с прессой на тему Украины и России. Откуда такое недоверие к СМИ?
  • Приближается 9 мая. Наблюдается ли в обществе усиление напряжения?
  • Насколько сильно влияет на Нарву разрыв культурных и экономических связей с восточным соседом?
  • С чем связано очередные проблемы внутри нарвской коалиции?
  • Насколько вероятно, что команда Алексея Евграфова, претендующего на пост председателя Горсобрания, смешает карты Катри Райк?

Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / S.Oliver 

Следите за новостями Rus.Postimees в социальных сетях: Instagram, Telegram, Facebook, TikTok, Twitter

Наверх