Беате Апельт из филиала немецкого Фонда Фридриха Наумана в Стамбуле полагает, что Эрдоган действует так вынужденно. Апельт, которая долгое время руководила проектами в Украине, считает, что Анкара установила хорошие контакты и с Киевом, и с Москвой. В отношениях между НАТО и Россией Турция также заняла особую позицию. Если из-за войны Анкаре придется четко обозначить свою позицию, то перед Эрдоганом возникнет дилемма, считает Апельт, потому что, с одной стороны, Турция является членом НАТО, а с другой - она во многом зависит от России.
Прежде всего, Турция зависит от российского газа. По официальным данным, Турция получает треть необходимого ей газа из России. Первая турецкая АЭС в портовом городе Мерсине построена "Росатомом". Россия играет для Турции роль основного покупателя стройматериалов - и является рынком сбыта сельхозпродукции из Анатолии. Кроме того, 70 процентов импортируемого Турцией зерна в прошлом году поступило из России. А около 20% посещающих Турцию туристов - россияне.
Тесная экономическая связь с Украиной
Но и Украина в последнее время играет все большую роль для Турции. В прошлом году Турция с объемом инвестиций в 4,5 млрд долларов была в Украине самым крупным иностранным инвестором. По данным Бурака Пехливана, главы турецко-украинского объединения предпринимателей, до начала войны около 700 турецких фирм были активны в Украине. Двусторонний объем торговли в 2021 году составил 7,4 млрд долларов. 3 февраля Эрдоган и Зеленский подписали соглашение с целью довести объем торговли до 10 млрд долларов в год.
Кроме того, Анкара поставляет Киеву вооружение, в частности турецкие боевые беспилотники Bayraktar. Между Киевом и Анкарой были заключены соглашения о поставках моторов и других деталей для военных кораблей и беспилотников.
Айдын Сезер полагает, что Турция будет и дальше следовать своему курсу "активного нейтралитета". Чем на данный момент довольна и Европа, говорит Сезер. Хусеин Чичек из Университета Вены считает такой курс хорошим решением и подчеркивает, что поддержка Анкары для Украины означает сдерживание политических амбиций России во всем регионе. Кроме того, это нормализует отношения Анкары с Западом.