- Она изменится? Что заставит ее измениться?
- В первую очередь, санкции будут способствовать осознанию того, что Россия поступила плохо. Я вынужден впервые за всю свою жизнь говорить, что санкции против России - не против каких-то отдельных людей, а против России - это правильный ответ на войну. Этому будут способствовать, к сожалению, и гробы, которые уже приходят и будут приходить из Украины.
- Многие сегодня из России уезжают. Эмиграция может повлиять на то, что происходит в России?
- Без всякого сомнения, лучше всего влиять на Россию, находясь в России. Но в ситуации диктатуры это невозможно, потому что люди, которые стараются влиять, оказываются в тюрьме. В тюрьме они лишены голоса и не способны продолжать свою работу. Поэтому не остается альтернативы голосу извне России для воздействия на российское общественное мнение.
Этот голос сейчас может звучать достаточно громко, потому что Путин выдавил из России именно лидеров общественного мнения. Но если в ближайшие несколько лет путинский режим развалится, то людям, которые все это время находились внутри страны под давлением безумного катка диктатуры, будет трудно сразу начать восстанавливать свою жизнь на демократических рельсах.
С этой точки зрения, очень важна та часть эмиграции, которая решила, что ее жизненная задача - вернуться в Россию, как только это станет возможным. Эти люди будут иметь более высокую готовность к тому, чтобы немедленно начать работу. Остальные, конечно, тоже. Но будет какой-то временной разрыв. Его можно будет скомпенсировать за счет вернувшихся из эмиграции.