Советник МВД: сейчас обстановка сложнее, чем 15 лет назад (7)

  • Не нужно превращать память в демонстрацию
  • 9 мая многое запрещено, оставайтесь дома
  • Провокаторы способны на многое

Как полиция и МВД готовятся к 9 мая? Что предпринимается во избежание провокаций с любых сторон? Что не запрещено 9 мая?

На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире советник МВД Тоомас Мальва.

Выдержки из беседы:

– Что запрещено и что не запрещено 9 мая и в преддверии этого дня?

– В течение 15 лет с тех пор, как произошли беспорядки в центре Таллинна, полиция и МВД усиливают весной наблюдение за ситуацией и предпринимает все усилия для того, чтобы предотвратить провокации.

В этом году российская агрессия против Украины создает почву для возможных провокаций в Таллинне. Полиция не может допустить, чтобы две стороны конфликта – противники и сторонники войны – столкнулись бы друг с другом. По этой причине в этом году запрещены массовые мероприятия и митинги, флаги и форма советской армии. Полиция полагает, что это может негативно повлиять на общественный порядок.

Запрещены все символы, которые могут демонстрировать или провоцировать поддержку войны в Украине. В частности, символ Z, хотя сама буква и не запрещена. Установить, в чем отличие символа от буквы, сможет полиция.

В случае возможной провокации полицейские подойдут к людям, проведут беседу на предмет символов. Если человек не поймет, что его действия могут кого-то спровоцировать, полиция вмешается в ситуацию более активно.

Если полиция усмотрит в действиях нарушение, она попытается установить мотивы. В ситуации, при которой стороны не придут к соглашению, полиция вправе назначить штраф вплоть до ареста.

В этом году полиция готова очень быстро реагировать на любые нарушения, поскольку вероятность провокаций с непредсказуемым исходом весьма высока.

– А если кто-то по незнанию придет к памятнику с запрещенным символом? Чем это чревато?

– Полиция попытается достичь взаимопонимания и объяснить человеку, что этого нельзя делать. Если нарушитель примет это к сведению, наказания не последует. В противном случае будут приняты меры.

– Могли бы вы перечислить запрещенные символы?

– Это все символы, которые визуально могут выражать поддержку войне в Украине, включая символ Z. Плохо то, что российская сторона втянула в эту войну символы советской армии во Второй мировой – красный флаг, советскую униформу, георгиевскую ленту. Если заглянуть в историю, то тогда они не носили негативного значения. Поскольку сейчас эти символы используются российской армией, они запрещены.

– Как полиция будет реагировать, если у Бронзового солдата появятся российские или украинские флаги?

– Полиция попытается прежде всего установить мотивы. Российский флаг, конечно, хуже всего в данной ситуации, поскольку Эстония однозначно поддерживает украинскую сторону. Уверен, что полиция проведет беседы с обеими сторонами – и с теми, кто пришел с украинскими, и с теми, кто пришел с российскими флагами – с целью избежать эскалации.

Важно, чтобы пришедшие к памятнику отдать дать памяти погибшим и возложить цветы, смогли это сделать спокойно.

– Возложение цветов к Бронзовому солдату не противоречит закону…

– В Эстонии принято чтить память погибших, но это не должно превращаться в демонстрацию. На кладбищах по традиции люди ведут себя спокойно, не танцуют и не пьют.

– Как вы оцениваете текущую ситуацию с внутренней безопасностью, учитывая недавние инциденты?

– Сложно. Война в Украине, два предшествующих сложных года пандемии – люди устали, замкнуты в домах, зациклены на СМИ и соцсетях. Поступающая информация их очень сильно тревожит, поэтому в этом году полиция особенно пристально наблюдает за всем происходящим.

– Много ли тревожных сигналов поступает? Насколько вероятны провокации?

– Сигналов мало, и это хорошо. Однако, у профессиональных полицейских есть примета – если слишком спокойно, это повод для тревоги. В этом году задействованы большие ресурсы, чтобы реакция была незамедлительной и не возникло эскалации. Из-за войны в Украине ситуация стала сложнее, чем 15 лет назад.

– По оценке мэра Таллинна, появилось слишком много желающих чиркнуть спичкой. Разделяете ли вы эти опасения?

– Как я уже отметил, за последние два года пандемии общество не стало спокойнее. Замкнувшиеся в себе люди хотят сейчас хоть в чем-то себя проявить.

Провокаторы способны сделать то, что еще два года назад казалось невозможным.

– С какой стороны вы ждете провокаций?

– Думаю, что провокации возможны с обеих сторон. Если посмотреть, с кем пришлось иметь дело полиции в минувшем месяце, то ситуация с провокаторами где-то 50 на 50.

– Чем вы объясняете такое распределение?

– Таково наше общество.

– Ваши рекомендации в преддверии 9 мая. Как избежать провокаций с любой стороны?

– Лично я думаю, что нет смысла в этом году идти и смотреть, что происходит у Бронзового солдата. Отдать дань памяти погибшим во Второй мировой войне можно в более спокойной обстановке где-то в другом месте.

Два моих деда воевали по разные стороны фронта – один был призван в советскую армию, другой в немецкую. Я помню их и чту их память, и для этого мне не нужно ходить к Бронзовому солдату или ездить в Синимяэ. Рекомендую вспомнить своих дедов и прадедов в кругу семьи.

Подробнее в повторе!

Студия Postimees: что не запрещено 9 мая? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Calvin Klein
Студия Postimees: что не запрещено 9 мая? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Calvin Klein Фото: Remo Tõnismäe
  • Что запрещено и что не запрещено 9 мая и в преддверии этого дня?
  • Возможны ли ограничения на возложение цветов к Бронзовому солдату? 
  • Что считается массовым собранием? Где действует абсолютный запрет?
  • Какие символы запрещены? Что грозит нарушителям закона, в том числе по незнанию? 
  • Как полиция и МВД оценивают текущую ситуацию с внутренней безопасностью?
  • Много ли тревожных сигналов поступает?
  • По оценке мэра Таллинна, появилось слишком много желающих поднести спичку. Разделяют ли в МВД эти опасения?
  • Будут ли привлечены дополнительные силы для охраны порядка?

Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Calvin Klein 

Наверх