Таллинн, как и любой другой город с богатой историей, таит в себе множество любопытных сюжетов, о чем большинство горожан и гостей столицы даже не подозревают. Вполне естественно, что львиная доля легенд, исторических телепередач и научно-популярной литературы посвящены нашему уникальному Старому городу. Однако и за его пределами можно найти много занимательного, пишет историк Иван Лаврентьев.
История края ⟩ Издалека долго течет река Хярьяпеа
Сегодня мы отправимся на прогулку вдоль реки Хярьяпеа, которая протекала по центру Таллинна менее столетия назад, но затем исчезла с городских карт и на сегодня сохранилась лишь в паре неприметных мест да в названиях отдельных топонимов. При этом происхождение названия самой реки нам доподлинно неизвестно.
Хярьяпеа берет начало в северной части озера Юлемисте, огибает с внешней стороны кладбище Сиселинна, протекает под деловыми кварталами Маакри и Торнимяэ, ныряет под улицу Гонсиори и следует траектории улицы Йыэ, а затем сворачивает на восток и впадает в Таллиннский залив. На протяжении столетий у Хярьяпеа были также менее заметные притоки, а в некоторых местах образовались пруды и заводи. Некоторые из них и сейчас заметны в городском ландшафте: например, с восточной стороны Фильтри-теэ неподалеку от здания Генштаба Сил обороны Эстонии. Тот факт, что Старый город все-таки развивался на отдалении от реки Хярьяпеа, свидетельствует о том, что она едва ли была когда-то пригодной для судоходства (в отличие от реки Пирита, по которой много веков назад ходили суда с небольшой осадкой). Тем не менее Хярьяпеа сыграла важную роль в формировании таллиннской промышленности, обеспечивая энергией целый ряд водяных мельниц, со временем превратившихся во вполне заметные производства.
Самые ранние упоминания мельниц в исторических документах датируются XIII веком, а эпохой их расцвета можно назвать XVIII-XIX века, когда на смену большинству из них постепенно пришли более полномасштабные производства. На мельницах не только мололи зерно, но и выделывали кожу, обрабатывали медь и производили бумагу. Бумагу на том же месте делали и много десятилетий спустя: хорошо знакомый таллиннцам по характерному неприятному запаху целлюлозо-бумажный комбинат прекратил свое существование лишь в 1994 году, а его помещения постепенно трансформировались в более современные производства, элитные квартиры и стильные офисы. Кстати, одно из зданий, в считанных метрах от которого когда-то протекала Хярьяпеа, теперь занимает редакция газеты Postimees.
Во времена межвоенной Эстонской Республики обмельчавшая река засорилась, стала совсем неприглядной и непрестанно источала зловоние. В итоге в 1936 году было принято решение построить подземный коллектор, куда и были направлены воды реки. Наверняка многие люди, проезжающие на трамвае номер 2 или 4 мимо перекрестка улицы Кивисилла и Тартуского шоссе даже не задумываются, что неприметный тихий фонтан возле трамвайных путей – тоже часть реки Хярьяпеа. Река, которая течет под землей, сегодня напоминает о своем существовании в названиях улиц, образованных или от местонахождения одной из мельниц (Тийгивески), или от имени помещика и владельца другой мельницы (Юхкентали), или даже попросту от слов «каменный мост» и «река» (Кивисилла и Йыэ соответственно). Проложенные от реки Хярьяпеа каналы уходили как на холм Ласнамяэ, так и в западную часть центра города. Впрочем, это уже совсем другая история.