Тот факт, что после неоднократных понижений в должности Алексея Дрессена оставили работать в КаПо, может показаться ошибкой бывших руководителей организации. Но куда еще можно было направить человека из контрразведки?
Почему после понижения Дрессена оставили работать в КаПо?
Дрессена, согласно подозрениям, продававшего секреты, последний раз понизили в должности на две ступени в 2007 году. То же самое случилось и в 2001 году, когда его убрали с должности директора отдела, понизив на две ступени. За шесть лет он опустился по служебной лестнице на четыре-пять ступеней, так что его разочарование было неизбежно.
В 2007 году многие специалисты из КаПо были переведены на другие руководящие посты. Самым ярким примером может послужить Райго Хаабу, которого отправили в Департамент полиции руководить Криминальной полицией.
Однако, как утверждают, Дрессен еще раньше начал продавать секреты в Россию, так что если бы в 2007 году его отправили работать в другое место, то в последующие пять лет он бы лишился возможности продавать контрразведывательную информацию РФ.
Работа работе рознь
Из каких соображений тогдашний руководитель
Полиции безопасности Алдис Алус оставил Дрессена в КаПо, неизвестно.
Работа в контрразведке сильно отличается от работы обычного следователя, и контрразведчик, отправляющийся на работу в полицию, по сути вынужден начинать с нуля. Но Дрессену полицейская работа уже была знакома — в начале 1990-х годов он какое-то время работал в криминальной полиции в Вильянди.
Правда, с того времени, как он возглавил вирумааский отдел КаПо, у него не было доверительных отношений с полицейскими, поскольку, по мнению ида-вирумааских следователей, он слишком тесно общался с местными преступными группировками.
Яанус Рахумяги, который много лет возглавлял комиссию Рийгикогу по КаПо, считает, что Дрессена оставили работать потому, что за годы службы в него было много инвестировано и он был ценным работником.
«В контрразведке всегда так, что с уходом человека уходит и информация, — сказал Рахумяги. — Я знаю такие случаи, когда из КаПо предлагали уйти и за более мелкие проступки. Но я не знаю, почему этого не сделали с Дрессеном».
Калле Лаанет, будучи в начале 2007 года на посту министра внутренних дел, тоже не понимает, каким образом, несмотря на неоднократные нарушения, Дрессена оставили на службе в КаПо.
«Я не знаю об этой истории больше, чем прочел в Postimees, но на основании написанного в газете, действительно возникает вопрос, почему в его отношении не смогли адекватно оценить степень риска, — заявил Лаанет. — Людям приходилось уходить из КаПо и за более мелкие проступки. Почему Дрессена не тронули — этот вопрос надо адресовать тогдашнему руководителю ведомства».
Особая секретность
По словам Лаанета, шесть лет назад даже изменили закон, чтобы люди не зацикливались только на работе в КаПо — после чего сотрудникам КаПо стало проще переходить в другие учреждения, например в МИД. Тогда бы Дрессен, продолжавший свое общение с ФСБ, информации такого уровня секретности, как из КаПо, уже передавать бы не смог.
Бывший руководитель KaПo Алдис Алус не захотел говорить, из каких соображений Дрессена оставили работать дальше. «Специфика работы в КаПо такова, что информации о своей деятельности она не выдает, поскольку это является государственной тайной. Я же давал подписку о неразглашении гостайны».
«В то же время у каждого ведомства есть свой надзорный орган, так что МВД могло бы сообщить в отношении КаПо, было ли вообще, а если было, то, что именно, сделано неправильно», — добавил он.