Трагедия русской культуры
Эта правда горька. Была великая русская культура, прежде всего – литература. Я не боюсь употребить слово «великая» и не боюсь употребить его в прошедшем времени. Именно в прошедшем, что, по сути, перечеркивает не только мою, но и жизнь многих и многих моих товарищей. Хотим мы этого или не хотим, но сегодня мы – русские писатели – становимся представителями не великой, а маргинальной, второстепенной, подпольной, затаенной, молчащей и умирающей культуры. Может быть, это пройдет, а может быть, уже не пройдет никогда.
Плохо всем русским писателем, но ужасно тем, кто живет в России. Впервые, кажется, в истории российские деятели культуры, именно КУЛЬТУРЫ, желают поражения своей армии, желают поражения своему государству. Это страшное чувство, поскольку в глубине души каждый человек хочет быть патриотом своей страны, хочет гордиться своей родиной, чувствовать себя частью своей культуры и языка. Но – невозможно!
Москва опустела: нет больше «Новой газеты», возглавляемой лауреатом Нобелевской премии Дмитрием Муратовым. Это выдающийся литератор, прославившийся на всю планету, создавший уникальную газету, говорившую честно и бесстрашно, талантливо и ярко; у него работали писатели и журналисты разных поколений, цвет русской КУЛЬТУРЫ сегодняшнего дня. Кто-то остался в Москве по тем или иным причинам, не все ведь могут собрать чемоданы и уехать, – что с ними будет, как они смогут применить свой ярчайший талант? Неужели наше государство должно поставить на паузу отношения с ними?! Дмитрий Муратов сказал мне в интервью, что получил свою премию за всех журналистов «Новой», которых убили, подвергали гонениям, травили, но они гибли за правду и не сдавались. И вот с этой культурой мы хотим порвать? И вот этих людей мы, может быть, хотим поставить в один ряд, в один список с размалеванными попугаями, увешенными перстнями? Вспоминается история графа Григория Орлова: Екатерина Великая так жаловала своего любимца, что за ним слуга нес шляпу, наполненную драгоценностями, которые он не в силах был надеть на себя. Неужели тяжесть бриллиантов и изумрудов в короне Киркорова можно сравнить с тяжестью угрызений совести достойнейших людей? Этот певец для меня образ собирательный, их много, у них, на самом деле, разные фамилии, но как не стыдно называть его и ему подобных представителями русской культуры?!