Правда, EKRE пытались набрать дополнительные очки на неприязни к украинским военным беженцам, но и это не сработало. В эстоноязычном сообществе прием беженцев поддерживается на 90 процентов. А послания в адрес русскоязычного избирателя, нервничающего по поводу беженцев, крайне раздражают проукраински настроенных эстонцев, поскольку все равно попадают в эстонское медиапространство. Незначительный выигрыш на одном поле означает значительный проигрыш на другом.
Лидеры EKRE не в состоянии адаптироваться к новой ситуации, что проявляется в непоследовательности их заявлений и странном разделении труда. Мартин Хельме обращается к националистически настроенному эстонскому избирателю и, стремясь превзойти радикализм правительства, заявляет, что из страны надо выслать всех, кто оправдывает российское вторжение. А его отец Март Хельме по-видимому считает своей задачей мобилизацию российского электората. Он говорит, что EKRE пытается проявлять сдержанность в высказываниях о войне и не отдавать предпочтения ни одной из сторон. Непонятно, в какой логике сочетаются эти две линии: мы сдержанно-нейтральны и одновременно изгоняем всех, кто оправдывает действия Путина?! Судя по всему, руководители EKRE надеются, что медиапространства на русском и эстонском языках будут и впредь отделены друг от друга, поэтому расхождений просто никто не заметит. Как показал опыт центристов на протяжении десятилетий, это напрасная надежда.
Центристы, которые сначала кажутся более последовательными, на самом деле стоят перед еще более серьезными дилеммами, чем EKRE. Различные соцопросы показывают, что их русский избиратель в замешательстве и не может, да и не осмеливается сказать, чью сторону занимает в этой войне. Если опираться на настроения избирателей, позиция Центристской партии должна быть, скорее, нейтральной. Но пребывание в правительстве выбора не оставляет. Потерянный и сбитый с толку русский электорат рано или поздно вернется в объятия Центристской партии в отсутствие лучших альтернатив. Опыт показал, что эстонский электорат прагматичен и реалистичен в своих ожиданиях. Этот прагматизм до сих пор обеспечивал прочную основу для поддержки Центристской партии и, вероятно, такое положение сохранится.