В России заблокировали сайт правозащитного центра «Мемориал»
Доступ к сайту memohrc.org ограничен по требованию Генпрокуратуры от 28 мая. Блокировка началась в тот же день, следует из данных «Роскомсвободы».
«Мемориал» — неправительственная организация, созданная для исследования политических репрессий. «Международный Мемориал» был основан правозащитниками Львом Пономаревым и Андреем Сахаровым в 1989 году.
Правозащитный центр «Мемориал», а также «Международный Мемориал» внесены российским Минюстом в список НКО, выполняющих функцию «иностранного агента». В самой организации неоднократно оспаривали этот статус, в том числе и в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
14 июня ЕСПЧ должно вынести первое решение по «иноагентскому» делу; среди организаций, подавших жалобы в суд, числится «Мемориал», а также комитет «Гражданское содействие», ассоциация «Агора», фонд «Голос», фонд «Общественный вердикт», Центр защиты прав СМИ, Центр социально-трудовых прав, Комитет против пыток, Сахаровский центр, центр «Сова» и многие другие организации.
Верховный суд России вынес решения о ликвидации ПЦ «Мемориал» и «Международного Мемориала» в декабре прошлого года. Генпрокуратура обратилась в ВС с соответствующими требованиями 11 ноября. В качестве причины ведомство указало систематическое отсутствие маркировки «иноагента» у материалов организации. После вынесения решения о ликвидации «Международный Мемориал» заявил о намерении найти «законные способы» для продолжения работы.
К правозащитному центру возникли претензии и у московской прокуратуры: ее представители нашли в деятельности ПЦ «Мемориал» «психологические и лингвистические признаки» оправдания террористических организаций. Помимо этого, прокуратура на прошедшем 23 декабря заседании заявляла, что отсутствие маркировки в статьях ПЦ «Мемориал» может ввести в «депрессивное состояние».
28 февраля Верховный суд окончательно ликвидировал «Международный Мемориал». В конце января «Международный Мемориал» оспорил решение Верховного суда о ликвидации. В апелляционной жалобе было отмечено, что ликвидация организации за отсутствие маркировки «иноагента», что само по себе не является грубым неоднократным нарушением закона, противоречит международным обязательствам России.