СТАНИСЛАВ ШМАТЧЕНКО, Таллинн
Высокие цены – плата за понимание, что нельзя в XXI веке никого «мочить»
Кто готов оплачивать зеленую энергию – это вопрос индивидуальный. Нам говорят, что необходимо нести дополнительные расходы. Я готов понести дополнительные расходы, чтобы война скорее закончилась. Она всем спутала карты. Например, переход к возобновляемым источникам энергии мы сейчас должны делать намного быстрее. Даже не переход, а прыжок через несколько ступеней с риском сорваться. Но нельзя допускать, чтобы кто-то мог устраивать войны и кризисы в Европе, если какая-то страна хочет всем навязать свою волю. Так что эти высокие цены у нас – это плата за то, чтоб кое-кто понял, что в двадцать первом веке нельзя никого «мочить». И если альтернативные российским источники энергии выйдут дороже, я заплачу дороже.
Комментарий автора
Как часто мы стоим перед выбором между необходимостью дорого платить за высокое качество жизни и возможностью дешево потерпеть. Однако в условиях постоянного роста цен на электроэнергию выиграть не получится при любом варианте развития событий. Именно событий, так как уже давно мы не зависели в такой степени от международной политики, принятия санкций, эмбарго и сводок с далекого, казалась бы, фронта в Украине.
Вопрос выбора между эксплуатацией возобновляемых источников энергии и развитием сланцевой промышленности – это вопрос выживания. Очевидно, что энергетическая независимость сегодня является гарантией государственного суверенитета. И эту независимость может обеспечить только бесперебойное производство электроэнергии из нашего сланца. Не менее ясно, что отказ от развития зеленой энергетики консервирует научно-технический потенциал страны, тормозит экономический прогресс и угрожает экологической безопасности.
В прошлом году, по данным Министерства окружающей среды, выбросы CO2 на наших промышленных предприятиях, включенных в систему торговли квотами на атмосферные выбросы, выросли по сравнению с 2020 годом почти на 22% – примерно на 1,2 млн тонн. С другой стороны, перманентный рост цен на электроэнергию в течение 2021 и дошедшего почти до половины 2022- го можно остановить, вернувшись к сланцевой промышленности.
Конечно, собственный сланец снизит себестоимость производства электроэнергии для предприятий, даст дополнительные рабочие места, увеличит пакет государственных компенсаций для населения. Однако экологическая ситуация ухудшится в разы. Это при том, что Эстония уже сегодня по количеству опасных отходов на человека в год занимает первое место в ЕС.
При среднем показателе в 200 кг каждый из нас получают 8000 кг яда ежегодно. И около 98% всех опасных веществ составляют именно сланцевые отходы. Так насколько же нам нужна дорогая зеленая энергетика? Не нужнее ли привычная, дешевая и вредная сланцевая энергетика? Об этом мы решили спросить жителей Эстонии. По итогам опроса я сам пока затрудняюсь определиться, но понимаю, что поиск выхода из сложившейся ситуации – главная задача сегодняшнего дня. Завтра будет поздно.