Cообщи

Госконтроль разругал дорожный департамент

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
На отрезке Таллиннской окружной дороги видно, как битум и щебень просели, в результате чего образовались ямы.
На отрезке Таллиннской окружной дороги видно, как битум и щебень просели, в результате чего образовались ямы. Фото: Госконтроль

Обнародованный сегодня отчет Госконтроля дает разгромную оценку деятельности Департамента шоссейных дорог. В тендерах на госпоставки конкуренция отсутствовала, многие работы по обслуживанию дорог не проведены, ремонтники, по сути, садятся на голову чиновникам надзора и диктуют свои условия.

Государственный контроль приводит ряд вопиющих нарушений при проведении тендеров на госпоставки. Например, в Вильяндимаа от участия в конкурсе было отстранено финское дорожное предприятие Destia, поскольку оно поместило описание одного из экскаваторов не на той странице.

Ущерб для налогоплательщикам составил около 900 000 евро — именно настолько дешевле было предложение Destia.

В 2010 году при проведении тендера в Пыльва конкурент был выведен из игры под предлогом того, что у него нет соляного склада. Да, дороги обрабатываются солью, но далеко не все конкурсы госпоставки ставят обязательным условием наличие соляного склада, так что в отношении Пыльва эта причина кажется явно надуманной.

Ситуация усугубляется тем, что такие же недостатки были отмечены в предыдущем аудите Госконтроля в 2006 году. На ту же проблему — недостаток конкуренции — указывает и проверка Минэкономики в 2010 году.

Тогда Postimees опубликовал выводы из отчета министерства: «Более того, за последние десять лет ни в одном уезде не произошло смены прежнего договорного партнера. За десять лет расходы государства на поддержание в порядке дорог выросли вдвое, однако качество за этот период не улучшилось».

Ничего не изменилось
В 2012 году ничего не изменилось. Если в 1999-2005 годы в ходе гостендеров на обслуживание дорог в среднем на каждый конкурс поступало по 2,4 квалифицированных предложения, то в 2006-2010 годы этот показатель опустился до 1,4.

Вытеснение конкурентов осуществляется в три этапа. Сначала создаются условия, чтобы в конкурсах на госпоставки участвовало вообще мало фирм. Потом с помощью всевозможных мелочей и надуманных поводов часть участников отсеивают, они не проходят квалификацию. И наконец, если еще остается какой-то выбор, то всегда выбирают того, кто работал ранее. При этом в средствах не стесняются.

Представитель фирмы Des­tia в Эстонии Меэлис Лайдо, например, вспоминает тендер 2010 года в Кейла, в котором они участвовали. Для них тогда роковым оказался тоже соляной склад. «Сначала нам сказали, что склад не в порядке, какой-то там двери не хватало, и где-то надо было починить крышу. Мы могли бы исправить это за пару сотен евро (объем тендера составлял 13-14 млн евро. — Ред.)».

Но этим дело не ограничилось. Поскольку Destia являлась не владельцем этого склада, а его арендатором, владельцем был Яан Мельдер, то в какой-то момент Мельдер просто расторг договори аренды. «Мельдер был со мной совершенно честен, он рассказал, что к нему пришли братья Аху и сказали, что это дело необходимо уладить», — вспоминает Лайдо.

Стоит пояснить, что бывший мэр Палдиски Яан Мельдер и братья Аго и Калле Аху знакомы по линии авторалли, при этом последние были связаны с акционерным обществом ASPI, некогда дочерним предприятием Nordecon, которое в конечном итоге и стало победителем конкурса в Кейла.

Как сказал Яанус Казенди, руководивший аудиторской проверкой Госконтроля, он не хотел бы строить предположения, почему конкуренция снизилась. «Мы не следственное учреждение и не проводим розыскные действия», — сказал Казенди. 

Тем не менее, проверка высветила одну проблему. Те, кто обеспечивает уход за дорогами, и представители заказчика и проверяющей организации (Департамента шоссейных дорог) знакомы друг с другом, все они либо бывшие коллеги, либо однокурсники, либо друзья.

Так, аудитор Яанус Саадве обратил внимание на следующее обстоятельство. Метод оценки состояния дорог состоит в том, что по ним на автомобиле проезжают представитель Департамента шоссейных дорог и представитель фирмы, осуществляющей дорожный уход.

После чего дорожники обязаны устранить отмеченные в соответствующем дневнике недостатки.
Поскольку Департамент шоссейных дорог платит не за конкретные дорожные работы, а за состояние дороги в рамках ранее оговоренной суммы, то дорожники заинтересованы в том, чтобы отмечено было как можно меньше недостатков, тогда и работы будет меньше. В идеале недостатков не обнаруживают вовсе, так что устранять нечего, а деньги все равно будут перечислены.

«Серьезные выводы»
Заместитель гендиректора Департамента шоссейных дорог Андри Тынстейн не отрицает наличия проблемы «узкого круга лиц». В последнее время, по его словам, в департаменте активно проводится рокировка кадров.

Департамент шоссейных дорог не согласен с оценками Госконтроля. «На основании одного обстоятельства были сделаны слишком серьезные выводы», — сказал Тынстейн, добавив, что хотя может показаться, что при объявлении тендеров ставятся не вполне обоснованные условия, чтобы исключить конкуренцию, на самом деле департамент всегда учитывает юридические нюансы.

Министерство экономики заняло примиряющую позицию.
«Да, конкуренции нет, и нам кажется, что мы переплачиваем», — сказал завотделом автомобильных и железных дорог Мин­экономики Айн Таттер, отметив, что винить за это следует не столько министерство, сколько неверный расчет политиков десятилетней давности.

Тогда дорожные управления были приватизированы в надежде, что они станут конкурировать между собой, но вместо конкуренции появились местные монополисты, которые последовательно выигрывают все конкурсы, не давая шанса новичкам.

Наверх