Cообщи

КаПо знала о деятельности Дрессена

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
На кадрах видеосъемки видно, что Алексей Дрессен был крайне сдержан при его задержании рано утром в минувшую среду, 22 февраля, в Таллиннском аэропорту, когда он провожал свою жену Викторию, улетающую по делам в Москву.
На кадрах видеосъемки видно, что Алексей Дрессен был крайне сдержан при его задержании рано утром в минувшую среду, 22 февраля, в Таллиннском аэропорту, когда он провожал свою жену Викторию, улетающую по делам в Москву. Фото: Полиция безопасности

Алексей Дрессен, видимо, не успел причинить Эстонии большого вреда, поскольку КаПо давно знала о его деятельности, и этот человек получал лишь определенную информацию.

Поскольку определенные круги в КаПо знали о сотрудничестве Дрессена с ФСБ еще с 2007 года, ущерб, нанесенный предполагаемым государственным изменником, видимо, является минимальным. 

Логично, что агенту России передавался материал, попадание которого в руки российской спецслужбы соответствовало интересам обеспечения безопасности Эстонии. Таким образом, Дрессен мог передавать России информацию, которая не причиняла особого вреда Эстонии или даже, наоборот, была полезна.

В московской штаб-квартире ФСБ сейчас, вероятно, ломают голову над тем, каким образом следует переоценить переданную Дрессеном информацию, как скорректировать планы и действия, а также определить, где были допущены стратегические ошибки.

Почему не уволили
КаПо имела возможность направлять деятельность Дрессена и, таким образом, годами удерживать ситуацию под контролем. Postimees было сказано, что за деятельностью Дрессена наблюдение велось уже пять лет назад, но тогда сотрудникам контрразведки пришлось столкнуться с другой проб­лемой. Это был инцидент с Херманом Симмом.

Когда Симм был взят под стражу 21 сентября 2008 года и в феврале 2009 года приговорен к тюремному сроку, КаПо вновь получила возможность уделить больше внимания Дрессену.
Тот факт, что о деятельности Дрессена полиция безопасности знала давно, объясняет, почему Дрессен, несмотря на многочисленные проблемы и понижение в должности, не был уволен из полиции безопасности или же направлен на другую работу.

Чтобы исключить возможность нанесения ущерба безо­пасности страны со стороны разочарованного человека, обладающего важной информацией.

Государственных изменников принято наказывать не увольнением с работы, а путем доказательства их вины и осуждения в судебном порядке. Дрессена необходимо было держать на работе в КаПо, контролировать его деятельность и взять под стражу при попытке передачи сведений.

Сегодня специалисты, анализирующие задним числом поведение Дрессена в системе полиции безопасности, совсем иначе смотрят на его интерес к распитию спиртных напитков в обществе одного из тогдашних руководителей службы контрразведки.

Последний мог на пьяную голову кое-что рассказать о работе своих коллег и, таким образом, Дрессен мог рассчитывать разжиться обрывками необходимой информации. Сам Дрессен не злоупотреблял алкоголем.

Задним числом кажется вполне логичным, почему в КаПо Дрессена перевели на менее важную работу, связанную с анализом экстремистских движений. Тем не менее, по долгу службы он мог участвовать в рабочих совещаниях с латвийскими коллегами, на которых обсуждалось сотрудничество спецслужб двух дружественных государств. Вполне вероятно, что и эта информация, в конце концов, передавалась России.

Вероятно, что для передачи информации Дрессен использовал Латвию, куда часто ездил по личным причинам. Дрессен родился в Риге, и поэтому его поездки не вызывали у коллег ни малейших подозрений.

Страсть Дрессена к путешествиям была хорошо известна в КаПо. Так, вместе с женой он побывал в нескольких экзотических странах — например, путешествовал в развивающемся туристическом регионе Юго-Восточной Азии.

Спад карьеры
Промах Дрессена, который весной 2007 года занимался событиями «бронзовой ночи», состоял в том, что в момент, когда ситуация в столице полностью вышла из-под контроля, несколько занимавшихся этим делом сотрудников КаПо исчезли, будто сквозь землю провалились.

Когда через несколько дней после беспорядков министр внутренних дел Юри Пихл потребовал у КаПо фотографии и видеозаписи в качестве доказательственных материалов об участниках погрома, оказалось, что таковыми являются видеоматериалы телеканалов Kanal2 и TV3, которые снимали уличные беспорядки для новостных программ.

Postimees не известно, как именно КаПо напала на след деятельности Дрессена, но первичным источником информации в подобных случаях обычно бывает кто-то из близкого окружения предателя.

В то же время маловероятно, чтобы Дрессен посвящал в свою деятельность жену Викторию, которая часто ездила в Россию в связи с работой. Дрессен знал, что такое знание не в интересах его супруги. Более того, женщина могла не знать и о существовании 20 000 евро, которые были найдены во время обыска у них дома.

Заметный спад карьеры Дрессена в КаПо начался в 2001 году. Тогда он, будучи руководителем отдела, попытался оформить использование денег на оперативные нужды в нескольких частях, однако его тогдашний подчиненный, ныне ведущий сотрудник полиции безопасности, пожаловался на Дрессена.

На первый взгляд действительно кажется, что после неприятностей 2007 года Дрессен потерял надежду на то, что сможет вновь подняться на прежний уровень, то есть стать ведущим работником, однако связанные с ним чиновники не соглашаются с такой оценкой.

За это время Дрессену неоднократно предлагали курсы повышения квалификации, в связи с чем он ни в коей мере не производил впечатления служащего, на котором поставили крест. 
 
* При подготовке статьи Posti­mees консультировался с десятком знающих Дрессена лиц, которые не согласились обнародовать свои имена в прессе в связи с ведущимся расследованием.
 

Ключевые слова

Наверх