У любых вооруженных сил есть два состояния - либо они воюют, либо они готовятся к войне. "Поэтому мы подходим к этому [военному конфликту] действительно с холодной головой, поскольку постоянно бояться - неправильно. Это, в принципе, уже является одним из видов воздействия на население, на личный состав вооруженных сил, когда пытаются запугать, создать какое-то впечатление, что завтра "вам на голову упадет ядерная бомба, а давайте-ка вы лучше убежите из своей страны, оставите ее без защиты", - такое мнение в эфире "Кто вам платит?" высказал советник по прессе Генерального штаба Сил обороны Эстонии Артур Захаров.
В ходе дискуссионной передачи портала RUS.TVNET латвийский ведущий обсудил с экспертом из Эстонии боевую готовность вооруженных сил страны и отношение населения к обязательной военной службе.
"Нам не нужны ниндзя, нам нужны люди"
По словам Артура Захарова, в Эстонии общественный консенсус заключается в том, что именно призывная служба и резервная армия наилучшим образом отвечают вопросам обеспечения государственной безопасности. "Да, действительно, мы с самого начала после того, как восстановили независимость, пошли по этому пути. То есть мы опираемся на вооруженный резерв, на подготовленных людей. И у нас есть еще становой хребет - это кадровые военные, которые готовы принимать резервистов, то есть достаточно подготовленных людей, периодически проходящих переподготовку. Мы регулярно проводим мобилизационные учения и прочие учения. И очень редко кто на самом деле в мире чем-то подобным занимается. В частности, допустим, в этом году мы провели большие учения, которые назывались у нас "Еж-2022", и в них принимало участие 16 000 человек", - пояснил советник по медиа Генерального штаба Сил обороны Эстонии. Эстония - единственная из стран Балтии после восстановления независимости не отменяла обязательный военный призыв. Сейчас страна его увеличивает и планирует вскоре выйти на показатели подготовки - 4000 срочников в год.
Бытует мнение, что момент эффективности призывников крайне короткий. "Это очень распространенный миф и заблуждение, - отвечает на это Захаров. - Потому что, смотрите, может быть, контрактная армия, но очень слабо подготовленная. Наша система заточена на то, что мы подготавливаем в течение срока службы - восемь и 11 месяцев - готовых специалистов и отправляем в резерв на самом деле подразделение. То есть какой-то батальон, к примеру, и в случае необходимости - допустим, у нас какие-нибудь сборы - мы поднимаем личный состав этого батальона. Встречаются плюс-минус знакомые люди. Плюс у нас есть понятие горячего резерва, то есть то время, когда не так много времени прошло с окончания службы, люди помнят, и даже если они что-то забывают, то эти навыки очень быстро вспоминаются.