Да ведь и понятие канонической территории – тоже новое, ему около ста лет, оно не старше XX века. Поэтому сложившаяся ситуация с параллельными юрисдикциями для современного православия совершенно нормальна. Как говорит известный социолог религии Хосе Казанова, параллельные юрисдикции — это очень хорошо, потому что они обеспечивают конкуренцию, в результате чего повышается качество обслуживания населения. Этот социально-экономический закон действует и в церкви. В своей борьбе за верующих церкви предпринимают усилия, чтобы стать для людей более привлекательными.
И мы можем наблюдать, что там, где есть параллельные юрисдикции, церковная жизнь богаче и сложнее. Она более насыщена, чем там, где существует монополия, как, например, на территории России. В епархиях диаспоры верующие включаются в приходское управление, они допущены до многих вещей и решают разные вопросы, включая даже финансовые. В России же ничего этого нет. В России прихожане были попросту исключены из последней редакции устава. Там нет никаких прихожан. Там, с точки зрения епископата, есть некая православная масса, которая просто управляется священниками.
Андрей Шишков
• 1983 – родился в Москве.
• 2006 – окончил физический факультет МПГУ.
• 2008–2010 – учился в Московской духовной семинарии.
• 2010–2014 – учился в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) Московской Духовной Акалемии.
• 2010–2020 – работал в Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ.
• 2020 – приглашение на должность исследователя в Школу теологии Тартуского университета.
Источник: Eesti Teadusinfosüsteem / Древо.