- Местные власти сработали на опережение, удивив Каю Каллас
- В Нарве может появиться музей демонтированных памятников
- Поначалу танк будет перенесен в закрытое охраняемое место
В ближайшие полторы недели окончательно прояснится судьба нарвского танка. Как принималось резонансное решение о переносе памятника и что последует за ним?
На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире депутат Нарвского горсобрания от партии «Ээсти 200» Денис Ларченко.
Фрагмент беседы:
– Когда и куда будут переносить танк? Какие варианты на повестке дня?
– В понедельник Горсобранию предстоит одобрить решение о переносе, будет также создана специальная комиссия. Мы очень надеемся, что все пройдет гладко, поскольку в городе необходимо сохранять стабильность.
– Какие настроения сейчас в городе? Каковы прогнозы на понедельник?
– Прогнозы в отношении принятия решения о демонтаже памятника – положительные. Все понимают, что это необходимо сделать. По сути, это коллективное решение, поскольку все фракции поддерживают данную инициативу.
– Когда будут согласованы даты переноса?
– Дальше будут согласовываться даты переноса, технические вопросы по демонтажу и будет создана уже упомянутая временная комиссия при Горсобрании, куда войдут как депутаты от всех фракций и представители государства, так и НКО, ветеранские организации и музеи.
Сейчас танк будет перенесен в закрытое охраняемое место. Затем предстоит решить, что делать дальше.
Если под него будет создан музей в Нарве, то нужно понять, где он может появиться и какова концепция такого музея.
Быть может, в созданный музей будут перенесены и другие памятники (демонтированные в Нарве - прим. ред.).
Мы понимаем, что правительство делало крайне радикальные заявления и, возможно, появится более широкий пласт вопросов, которые комиссии необходимо будет решать.
– Поясните, что вы имеете в виду…
– Когда правительство на минувшей неделе вышло с заявлением о том, что в Эстонии должны быть устранены все красноармейские памятники, стало понятно, что в Нарве могут возникнуть дополнительные источники напряжения.
– Танк будет первым, но не последним из демонтированных в Нарве памятников?
– Будем говорить откровенно. Да, это вполне возможно, учитывая категоричность сделанных правительством Эстонии заявлений.
В случае с танком вопрос стоял очень жестко: либо само правительство сносит танк и увозит его в неизвестном направлении, либо город берет на себя ответственность за демонтаж и в дальнейшем сам «творит историю» этого танка вместе с горожанами.
– О чем договорились и не договорились нарвитяне с Каей Каллас?
– Договорились о том, что будет сотрудничество между городом и правительством страны. Договорились о том, что государство даст нам шанс сделать все самим и успокоить горожан.
Кая Каллас несколько раз повторила, что в случае любых провокаций, как со стороны нарвитян, так и приезжих, государству придется вмешаться. Нам необходимо избежать возможных провокаций.
– О чем же вы не договорились с премьер-министром?
– Таких тем не было.
– Оказывалось ли давление на власти Нарвы в преддверии и в ходе встречи?
– Все медийное пространство было заполнено темой танка на протяжении нескольких недель – тема подогревалась как со стороны правительства, так и некоторых общественных деятелей. Это все влияло на наше состояние и положение дел в городе. Все другие вопросы были поставлены на паузу.
Определенное давление оказывалось. Наше решение уже частично базировалось более ранних заявлениях правительства об устранении всех красноармейских памятников.
Заявление правительства спровоцировало определенный ход событий в Нарвском горсобрании.
– Чем осталась недовольна Кая Каллас?
– Полагаю, что наше заявление, сделанное на опережение, стало для нее неожиданностью. Я лично считаю, что она приехала в Нарву с повесткой о том, что в ближайшие дни танк будет демонтирован.
– Осталась ли она в итоге довольна сроками переноса памятника?
– Несложно прочесть между строк, что Кая Каллас рассчитывала, что демонтаж произойдет как можно скорее. Соответственно, была и готовность со стороны правительства осуществить всё это технически.
В итоге план А, подготовленный государством, превратился в план Б. Нам неоднократно повторили, что, если Нарва сама не справится с демонтажем, государство возьмет эту миссию на себя.
Мы пошли на опережение, чтобы отстоять этот танк, оставив его в Нарве в качестве музейного экспоната.
– Что подразумевается под кратчайшими сроками переноса танка, в которые должна уложиться Нарва?
– По законодательству, нам положены несколько дней для созыва внеочередной сессии Горсобрания. Она намечена на ближайший понедельник. Это не означает, что предварительная подготовка демонтажа не идет. Она уже начата. Сейчас обсуждается состав спецкомиссии и разные варианты переноса, включая технические детали.
Нам необходимо время максимум до конца следующей недели, чтобы подготовить и провести демонтаж памятника.
– Если будет оказано сопротивление демонтажу, ваши действия?
– Мы пытаемся максимально много общаться с горожанами, привлекая к диалогу все заинтересованные стороны, включая ветеранские организации, и напрямую предупреждаем, что любые провокативные меры могут сейчас восприниматься из Таллинна как провокация и некий риск, и тогда будет запущен в ход план Б, подготовленный правительством.
– Что останется на месте танка?
– Этот вопрос тоже необходимо будет решить комиссии. Один из вариантов – оставить пустой пьедестал, оснастив его памятной табличкой.
– Сходила ли Кая Каллас к памятнику-танку?
– Нет. Она заявила, что в Эстонии порядка 400 подобных памятников, и если она посетит каждый из них, ее работа станет неэффективной. Таким образом, она ушла от этого вопроса, сняв с себя ответственность за общение с нарвитянами у танка.
Подробнее в повторе!
:format(webp)/nginx/o/2022/08/10/14751387t1h666a.png)
- Какие варианты переноса танка на повестке дня?
- О чем договорились и не договорились нарвитяне с Каей Каллас?
- Оказывалось ли давление на власти Нарвы?
- Что подразумевается под кратчайшими сроками переноса?
- Возможно ли сопротивление переносу танка со стороны горожан?
- Кто вошел в состав комиссии по демонтажу памятника?
- Какие вопросы она будет решать?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Calvin Klein