Cообщи

Избалованные дети вынуждают молодых учителей увольняться (1)

Copy
Эмоциональное выгорание молодых учителей является распостраненной проблемой.
Эмоциональное выгорание молодых учителей является распостраненной проблемой. Фото: Illustratsioon: Artur Kuus
  • Молодые учителя приходят в школы, но надолго там не задерживаются
  • Университет мог бы лучше готовить педагогов к тому, что ждет их впереди
  • Нагрузка начинающего учителя зачастую такая же, как у его коллег с многолетним стажем

Выгорание молодых учителей является общей проблемой. По словам уже успевших уволиться из школы, часть вины лежит на родителях, по мнению которых, воспитывать их детей должна именно школа, а часть – на коллегах, поддержки которых они не чувствуют.

«Мне нравилась математика, раньше я давала частные уроки своим знакомым. У меня была возможность работать в школе, и это казалось мне логичным решением», – объясняет Хелина, почему она выбрала профессию учителя.

Но уже через два года работы учителем математики она почувствовала себя выгоревшей и уволилась. Основной причиной ухода молодых учителей из школы Хелина считает родителей учеников. «В случае со многими родителями казалось, что ребенка отдали в школу с мыслью, что здесь-то их и начнут воспитывать», – считает Хелина и добавляет, что встречались и проблемные дети, на общение с которыми приходилась львиная доля времени, которое могло бы быть потрачено на обучение.

Сколько было конфликтов с родителями? «Допустим, одну школу я покинула из-за родителей. Они начали давать мне советы, как я должна преподавать. Для них стало проблемой, что написала замечание их ребенку в дневник. Ну, потому что "он же приличный ученик"», – рассказала Хелина

В своем рассказе она также неоднократно упоминала о бремени, которого не ожидала. А именно, в трудовом договоре указано количество часов, но не указано время, необходимое для подготовки к урокам и проверки тетрадей.

На вопрос, что государство или школа могут сделать, чтобы помочь молодым учителям продержаться дольше, Хелина ответила, что больше внимания можно было бы уделять поддержке. «Школа могла бы приставить к молодому учителю наставника, у которого есть на это время», – сказала Хелина.

Все начинается с домашнего воспитания

Райнис три года работал учителем физкультуры. Он давал уроки физкультуры для мальчиков в 4–9-х классах. Райнис, как и Хелина, назвал причиной своего ухода с работы родителей. «Давление со стороны родителей. Дети очень избалованы. Если немного увеличить нагрузку, заставить их работать немного усерднее, у детей сразу портится настроение. А родители думают, что я издеваюсь над их детьми», – сказал Райнис.

По словам Райниса, сначала он переживал из-за писем от родителей. «А потом я понял, что дети не меняются – и родители думают, что виноват только учитель. И вы учитесь игнорировать это. Это значит, что если вы получите очередное неприятное письмо, что вы издевались над ребенком, вы не станете оправдываться. Следует отвечать коротко, а не спорить с родителями, как я поначалу делал», – объясняет Райнис.

«Мальчики пытались в буквальном смысле сесть мне на голову, не общались со мной, ругались матом. Я был строгим учителем, ходил жаловаться директору. Мальчики понимали, что плохо себя ведут, но все равно продолжали плохо себя вести. Менталитет сплоченной шайки: если дети делают что-то вместе, то учитель не сможет обвинить всех скопом».

По словам Райниса, все начинается с домашнего воспитания. Он сразу увидел это на примере конкретных детей: «Если дома порядок, ребенок знает правила, то он и учится хорошо. Если дома ребенок садится на голову родителям, то в школе будет еще хуже».

Райнис предположил, что молодые учителя продержатся в школе дольше, если будут лучше подготовлены к предстоящим трудностям в университете. «Университет должен подготовить молодых людей к тому, что их ждет. По большому счету, во всех школах так: родители и дети сидят на головах учителей. Если бы мне в университете сказали, как подготовиться к этому морально, наверное, было бы проще», – сказал Райнис.

Райнис уже не работает в школе. «Нет, я закончил свою миссию. Я больше не хочу вмешиваться. Я перестал преподавать, бросил университет и уехал из Эстонии. Всё», – сказал он и добавил, что не планирует возвращаться в школу: «Может быть, в 60 лет, когда уже не останется нервов и меня не будет волновать будущее детей. Если бы я был равнодушен к детям, возможно, я бы вернулся».

Угроза заставляла постоянно оглядываться

Туули (имя изменено) вспоминает, что случайно нашла предложение на должность учителя математики. «Я никогда не собиралась работать учителем, но мне нравится блеск в глазах детей, когда они понимают, чему их научили, и развивают логическое мышление», – сказала она.

Молодая учительница продержалась в школе год: «Мне выпала честь получить угрозу расстрела уже в первый год работы, и я решила не ждать приведения ее в исполнение».

Почему ученик угрожал застрелить учителя? «Я провела контрольную работу. Я знаю, что математика – ужасный предмет, но не знала, что настолько», – Туули вспоминает, как позвонила своей матери, назвала имя ученика и сказала, что если от нее вдруг не будет вестей, то виновный уже известен: «В то время я сама была по сути ребенком: 22 года. Я была потрясена. По дороге домой я все время оглядывалась».

Туули назвала причиной своего увольнения общее отсутствие поддержки молодых учителей: «Мы не говорим о том, что зарплаты низкие, мы это и так знаем. Если вы становитесь учителем, то из чувства миссии, однако не хватает общей поддержки коллег. После угрозы застрелить меня мне в школе сказали, что это моя вина – я должна была делать что-то по-другому. Что еще я могла сделать? Я не говорю о том, что родители учеников меня не поддерживали, это и так известно. Но если я не получу поддержку в школе, я не получу ее нигде».

Что могло бы решить проблему побега молодых педагогов из школы? «У молодого учителя должны быть наставники, которые объясняли бы им, как учить детей, давали советы. Кроме того, время, затраченное на подготовку к урокам, также может быть учтено в трудовом договоре», – считает Туули.

Она уверена, что нынешняя система образования истязает не только учителей, но и самих учеников: «Мы видим, как построена учебная программа. Очень большое количество материала должно быть освоено очень быстро».

На вопрос, вернется ли она когда-нибудь в школу, Туули ответила, что хотела бы иметь возможность работать в начальной школе и продолжать их обучение до окончания основной школы или гимназии: «Мы бы росли вместе, узнавали друг друга. Но я думаю, что не вернусь в школу. Скорее, буду давать частные уроки».

Молодые учителя нуждаются в поддержке

И по словам менеджера по обучению программы «Молодежь в школу» (Noored Kooli) Марие Ныгисто, причиной выгорания начинающего учителя является отсутствие поддержки. «Начинающему учителю приходится справляться как с преподаванием своего предмета, так и с управлением поведением в классе. А еще учителю приходится сталкиваться с ожиданиями родителей и административными задачами школьной жизни», – сказала Ныгисто и добавила, что отсутствие опыта может означать больше времени, затрачиваемого на планирование уроков, а также молодой педагог не владеет могут отсутствовать эффективными методами предотвращения и устранения неподобающего поведения учащихся.

«Часто у начинающего учителя нагрузка в классе такая же, как у его коллеги с многолетним стажем, и тут быстро начинаются перегрузки, истощение и выгорание», – добавила Ныгисто.

Как это предотвратить? По словам Ныгисто, важно, чтобы руководство школы понимало, как поддерживать начинающего учителя. В первые несколько лет у учителя должна быть меньшая нагрузка, а школа должна в свою очередь назначить ему наставника, который будет посещать его уроки, давать советы, помогать ему анализировать свою работу и просто быть рядом, чтобы человек мог поделиться тревогами и радостями.

Ныгисто также отметилa, что ключевую роль играет будущее обеспечение школы молодыми учителями, чтобы школы не оказались в ситуации, когда существует настолько большая нехватка рабочей силы, что начинающему учителю невозможно обеспечить меньшую нагрузку в классе. Также важно знать о причинах эмоционального выгорания и повышать осведомленность школьного руководства и администрации.

Высокие ожидания приводят к выгоранию

Член правления Союза учителей Эстонии Маргит Тимаков, говорит, что причины выгорания могут быть связаны и с культурой организации и самоорганизации. «Умением справляться являются как навыки самоконтроля, так и сеть социальных услуг или ее отсутствие, а также одиночество в коллективе – ощущение, что тебя никто не понимает и тебе не с кем поделиться своими переживаниями», – говорит Тимаков и добавляет, что большие ожидания от самого себя тоже вызывают напряжение: например, ошибочное представление о том, что, окончив университет, ты сразу же станешь настоящим учителем.

По ee словам, то, что многие молодые учителя начинают работать в школе еще студентами, которым приходится совмещать учебу с работой и семейной жизнью, не помогает, так как у них просто нет времени освоиться в школе физически или эмоционально. Тимаков отметилa, что в последние годы напряженность усилилась: прибавилось множество важных дополнительных обязанностей и задач, новых даже для опытных учителей, а у молодых педагогов для выполнения всего этого нет ни опыта, ни разумных временных ресурсов.

«Возможно, государство могло бы еще раз подумать о поддержке молодых учителей, например, отменив студенческие кредиты при условии трех–пяти лет работы в школе, или разрешив молодым учителям на государственном уровне участвовать в ковизиях (регулярные встречи для обмена опытом представителей одной специальности - прим.ред.) или работать с меньшей нагрузкой», – предлагает Маргит Тимаков, основываясь на мнениях, высказанных в беседах с учителями.

Наверх