Мало того, в периоды простоя реактора из-за планового ремонта, перезагрузки топлива, проектных аварий она этот дефицит лишь усугубит. На данный момент в странах Балтии дефицит выработки энергии составляет около 1500МВт. Нам же постоянно говорят о 300 МВт мощности малого атомного реактора. Ферми подтверждают, что целью будет установка четырех реакторов на промплощадке. И это, как ни крути, мощность классической АЭС. И, соответственно, те же технологические риски.
Еще один косвенный вызов для эстонской энергетики состоит в том, что создание столь концентрированной системы для генерации энергии в очередной раз отложит реконструкцию электросетей, внедрение компенсирующих и накопительных мощностей. Велика вероятность, что будет тормозиться развитие ветряных и солнечных парков, а также хранилищ энергии. Мы опять пойдем по пути концентрации производства в одном месте. В свою очередь, будет существенно замедляться его «рассеяние», которое бы значительно повысило устойчивость отрасли к любым кризисам.
Водородная энергетика и стратегия ее развития снова будут отложены в долгий ящик или вовсе забыты, хотя именно это направление дало бы возможность развиваться местным компаниям, создавая также большое количество рабочих мест в Эстонии и для Эстонии. Мы проиграем технологическую гонку и еще долго не сможем перейти на отечественное производство альтернативной энергии. В случае 10-летней задержки в развитии этого сегмента в будущем нам ничего не останется, как опять полагаться на одни только чужие технологии.
Ученый и популяризатор науки Марек Страндберг точно подметил, что государству было бы неплохо заказать анализ расходов на пиар и лоббирование атомной энергетики в мире и сравнить с расходами на инновации в этой отрасли. После чего сравнить полученные результаты с аналогичными расходами в других сферах энергетики. Почему-то складывается впечатление, что бескорыстная любовь с первого взгляда между ядерной энергетикой и человечеством не складывается. Поэтому нам ее так упорно навязывают.