Благодаря политикам последний месяц пребывания нарвского танка на своем месте стал самым ярким за все 52 года жизни этого памятника. Танк, в свою очередь, скрасил трудовые будни городского собрания Нарвы: последние недели политики были в игре и рано утром, и поздно вечером, и по выходным.
Нарвское горсобрание: война не за танк, но за избирателя (1)
Танк как главная проблема Нарвы
«Танковая эпопея» началась 26 июля, в 78-ю годовщину занятия Нарвы советскими войсками. Мэр города Катри Райк сказала, что городские власти не будут переносить установленный в честь этой даты танк. Уже на следующий день Военный музей Хийумаа обратился к нарвским властям с просьбой передать ему танк. И тут впервые вступили «скрипки оппозиции»: бывший мэр Нарвы, а ныне председатель оппозиционной фракции «На благо Нарвы» городского собрания Алексей Евграфов заявил, что не поддерживает передачу танка музею и не преминул пнуть Катри Райк: «У нас уже не первый раз такая ситуация, когда мэр уходит от прямого ответа, сваливая все на горсобрание. Это неправильно. Мэр как представитель исполнительной власти отчасти должна задавать и политический вектор».
Правительство обратило внимание на дискуссию. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс отвлекся на танк в выходной день, сообщив журналистам, что вопрос о памятнике должна решать не только мэр, но и Нарвское городское собрание. Если же оно не справится, то решение придется принять правительству.
К этому моменту все позиции сторон были очерчены: правительство подтвердило, что не станет колебаться с решением, но танк в этом случае точно демонтируют, оппозиция же присоединилась к большинству нарвитян, оставив разруливать ситуацию мэру. Катри Райк попала в цугцванг, когда любой следующий ход ухудшает положение: поддержать правительство и эстонский народ значит потерять доверие своего города. Встать на защиту танка и фактически – своей должности, значит разочаровать эстонское общество и свою партию. Роль Райк как примирителя, пытающегося сшить расползающуюся трещину в обществе, заметили очень немногие. Не подставил мужское плечо и коллега Катри Райк по фракции Владимир Жаворонков, занимающий кресло председателя городского собрания. Он пообещал выслушать всех, но лучше было бы провести референдум для решения судьбы танка, «как того требуют тысячи нарвитян».
Танк как предмет торга и компромиссов
Следующей попыткой разрулить ситуацию стали переговоры нарвских властей с правительством об условиях переноса танка. Первого августа Лаури Ляэнеметс встретился с Катри Райк. После встречи он сообщил журналистам, что памятник будет решено перенести, но нарвитянам, возможно, нужны новые социальные объекты. Все решили, что идет откровенный торг. «Нельзя, чтобы правительство только забирало, хотя это и необходимо. Оно должно что-то сделать для людей, – пояснил идею Ляэнеметс. – Я не называл бы это обменом, это звучит очень плохо». Однако все поняли министра именно так: Нарве предложили новую больницу и щадящие тарифы, если город согласится отдать танк. По результатам встречи Катри Райк сказала, что подходящим для танка местом мог бы стать музей военной истории в Синимяэ (Вайвараский музей Синимяэ). Но через два дня попытки решить дело сорвались. Сначала Нарвское общество граждан РФ и еще два нарвских НКО предложили отдать танк России, а потом и оппозиция подключилась. Представители оппозиционных фракций городского собрания предложили собраться для обсуждения. «Понимая большую социальную и общественную значимость памятника "Танк" для подавляющего большинства нарвитян и осознавая разный смысл, который вкладывается в историю создания данного памятника, предлагаем организовать рабочую встречу…», – отмечается в предложении депутатов.
Последняя попытка и снова провал
Вопрос грозил затянуться, и к этому моменту правительство начало терять терпение. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу заявил, что для принятия необходимых для демонтажа изменений в законе надо просто созвать экстренное заседание Рийгикогу. «Танк должен быть демонтирован в течение месяца», – сказал министр. Заметив нетерпение в верхах, нарвская власть снова решила позвать представителей правительства на разговор. Мэр Нарвы Катри Райк совместно с руководством горсобрания и лидерами оппозиционных фракций решила обратиться к правительству.
Эту идею поддержали и руководители оппозиции: Алексей Евграфов и Татьяна Стольфат. «Судьбу памятников Великой Отечественной войны местным и государственным властям следует решать совместно. Каким могло бы быть это решение? Посмотрим, какую позицию займет правительство, но я бы не хотела сейчас думать о плохом», – отметила Стольфат. Оба руководителя оппозиционных фракций приготовились уламывать правительство оставить танк на месте. В это время рядом с ним уже постоянно дежурили активисты. Дежурили они спокойно, было их там немного, но они исправно напоминали мэру, на каких горячих углях она сидит.
8 августа в Нарву приехала Кая Каллас. Целью визита было найти общее решение, но, если посмотреть правде в глаза, на компромиссное решение были настроены только мэр и члены коалиционных фракций. Премьер-министр не собиралась менять мнение о том, что танк нужно как можно скорее демонтировать, а фракции центристов и «На благо Нарвы» не намеревались с этим соглашаться. Представители Нарвского горсобрания передали премьер-министру Кае Каллас предложения о «мирном решении». Компромиссный документ подписали представители всех фракций горсобрания, поэтому у правящей коалиции и мэра появилась надежда спасти лицо. Но оппозиция снова «не подвела»: когда настал день «Ч», оппозиционеры отказалась от прежних договоренностей.
Оппозиционер: слово дал – слово забрал
15 августа горсобрание должно было обсудить судьбу танка, но вопрос был снят с повестки дня, поскольку пришли поправки от оппозиции, о которых раньше речи не было. «Первый пункт – оставить танк на историческом месте», – было сказано в поправках. Таким образом оппозиция, которая все время демонстрировала несогласие с переносом танка, осталась при своем мнении, а принимать решение самостоятельно коалиция не решилась. Что заставило членов коалиции поверить в то, что центристы или члены фракции Алексея Евграфова дадут слабину – не ясно. К моменту принятия решения в Нарве появился депутат горсобрания Михаил Стальнухин. Он сообщил, что фракция центристов не давала согласия на демонтаж танка. «Такого, что все согласны с его демонтажем, не было. Вы стали жертвой пропаганды, – сказал он. – Была достигнута договоренность обсудить выход из возможного конфликта. О том, что все согласны, речи не шло». По словам руководителя нарвского отделения «Ээсти 200» Дениса Ларченко, фракции центристов и «На благо Нарвы» подвели нарвитян. Фрустрация коалиции понятна, но сюрпризов ждать все-таки не стоило. Вероятно и Евграфов, и Стальнухин будут участвовать в выборах в Рийгикогу, и терять сейчас избирателя для них было бы крайне странно.
Но и на этом история не закончилась. Нарвские политики поразмыслили и решили подбросить дровишек: председатель горсобрания Владимир Жаворонков написал полное негодования обращение к правительству, заявив что правительство произвольно истолковало закон. По его словам, нарушений общественного порядка у памятников не было, а перенос памятников, принадлежащих Нарве, является, по его оценке, нарушением конституции. Лидер фракции Нарвского горсобрания «На благо Нарвы» Алексей Евграфов стал председателем временной комиссии по историческому наследию. Комиссия попытается вернуть памятники в Нарву. Позволим себе усомниться, что их кто-то будет возвращать, но нарвитяне должны оценить старания. Возможно, в ближайшее время мы увидим вотум недоверия мэру, и это будет началом избирательной кампании оппозиционеров. Ничего личного, просто бизнес.
Танковые маневры. Хронология событий
- 26.07.2022. Мэр Нарвы Катри Райк сказала в интервью ERR, что городские власти не будут переносить из города танк.
- 27.07.22. Расположенный на острове Хийумаа военный музей Тахкуна обратился в Нарвское городское собрание с просьбой передать ему танк-памятник, установленный в черте города.
- 31.07.2022. Председатель Нарвского городского собрания Владимир Жаворонков пообещал выслушать мнения представителей всех фракций по поводу танка. Сам Жаворонков выступает за проведение референдума.
- 01.08.2022. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сказал, что памятник-танк надо убрать, а нарвитянам компенсируют потерю новыми социальными объектами и низкими тарифами.
- 03.08.2022. Нарвское общество граждан РФ обратилось к горсобранию с предложением передать танк России. Райк призвала всех успокоиться и пообещала, что в ближайшие дни танк не увезут.
- 04.08.2022. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу заявил, что для принятия необходимых для демонтажа советского памятника-танка изменений в законе следует созвать экстренное заседание Рийгикогу.
- 08.08.2022. Представители Нарвского городского собрания передали в руки премьер-министра Каи Каллас документ, где предложили мирное решение проблемы с демонтажом Нарвского памятника. О достигнутых договоренностях и позициях правительства, а также нарвских властей было сказано на совместной пресс-конференции.
- 10.08.2022. Мэр Нарвы Катри Райк встретилась в Таллинне со своими однопартийцами – министром внутренних дел Лаури Ляэнеметсом и министром культуры Пирет Хартман.
- 15.08.2022. Нарвское горсобрание должно было обсудить судьбу советского памятника-танка, однако вопрос был снят с повестки дня.
- 16.08.2022. Танк был демонтирован и перевезен в Виймси по решению правительства.