Прежде всего, мы должны признать, что памятники – это не (только) исторические артефакты и безгласные свидетели прошлого. Памятники, расположенные в общественном пространстве, призваны формировать политическую или культурную идентичность.
Латвийский историк: снос монумента в Риге – это избавление от остатков советской идеологии в Латвии (1)
Одним из первых действий латвийского народа, символизировавших разрыв цепей советского порабощения, был снос памятника Ленину прямо напротив здания Совета Министров в Риге 24 августа 1991 года. Все другие подобные памятники по всей Латвии исчезли в принципе одновременно во время массовых волнений начала 90-х. С тех пор латышский народ уживался с памятниками, посвященными памяти павших во время Второй мировой войны, несмотря на то, что все понимали, что Советская Армия была для Латвии не лучшим оккупантом, чем нацистские войска.
С приходом к власти Владимира Путина, воспоминания и память Второй мировой войны были превращены в важный политизированный идеологический инструмент на службе российской мягкой силы.
Несмотря на то, что Россия предпринимала попытки переопределить геополитическую обстановку, сложившуюся после окончания холодной войны, и ранее – вторжением в Украину в 2014 году и в Грузию в 2008 году, ситуация резко изменилась после массированного полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля. Зверства российской армии во время текущей войны значительно повысили ставки.
Стремление российской пропаганды объяснить продолжающуюся агрессию квазиисторической лексикой одновременно с военными преступлениями, совершенными российской армией, ясно дало понять, что запрета на советские (также, как нацистские) флаги и символы или борьбы против всех видов риторики ненависти недостаточно для предотвращения посягательства на демократические ценности и краеугольные камни латвийской государственности.
Латвийский народ озвучил четкую просьбу положить конец любым идеологическим символам российской агрессии, присутствующим в публичном пространстве. Попытки сращивать военных преступников после зверств в Буче и бомбардировок Киева и Харькова с советским наследием бередили раны латышского общества от похожих преступлений, совершенных Советской Армией.
16 июня парламент Латвии принял закон о сносе памятников советской идеологии, в том числе так называемого памятника освободителям Риги. 14 июля правительство Латвии поддержало снос 69 советских памятников. Многие из них уже демонтированы, многих данная участь ожидает в ближайшее время.
Со сносом всех подобных (особенно рижского) советских идеологических памятников Латвия переворачивает страницу истории как постсоветского общества. В доказательство того, что мы говорим об этих памятниках не только как об исторических артефактах, этот символический разрыв пуповины с постсоветской культурной средой нашел значительный отклик и в нынешней российской пропаганде.
Также понятно, что не все в Латвии очень довольны такого рода событиями – имеется и сторонники Интердвижения (движение против восстановления независимости в 1989-1991 годах), советские военнослужащие (оставшихся после вывода российской армии в 1994) и некоторые молоды сторонники российского неоимпериализма. Думаю, все они, как и все остальные, осознают, что настал конец постсоветской эпохи и многим придется переосмысливать себя в новых реалиях.
Вторжение России в Украину положило конец тому миру, который мы знали. Проведенная российской пропагандой параллель между нынешней агрессией и фальсифицированными и искаженными воспоминаниями о Второй мировой войне положила конец символам антидемократии и антизападной идеологии в Латвии, которые до сих пор не приветствовались, но на них и не посягали.
Очевидно, сейчас мы наблюдаем не только избавление от последних пережитков постсоветской идеологии в Латвии, но и решающее поражение нынешней российской мягкой силы. Это долгожданный момент для многих латышей.