Летом 2020 года на топливном терминале в Маарду произошла утечка дизтоплива. Вылитая солярка испортила ручей и почву вокруг терминала. Виновник установлен, но не наказан.
За разлитые в Маарду тонны дизеля никого не наказали
10 августа 2020 года на Маардуском топливном терминале произошел разлив топлива. По предварительным данным, которые тогда получил Центр тревоги, вылилось примерно 300 тонн солярки, но точной информации не было. Сразу после происшествия руководство Maardu Terminal AS, с которого вылилось топливо, отказалось от комментариев. Не рассказывал подробностей и Департамент окружающей среды.
Вся почва и ручей невыносимо воняли соляркой
Судить о том, насколько масштабной была утечка можно было только по последствиям и они были впечатляющими: даже через неделю после происшествия на канале рядом с терминалом все еще плавали огромные жирные пятна, земля вокруг невыносимо воняла дизелем, а на ручье лежало десятка полтора боновых заграждений. Бон - это длинный поплавок, заполненный вспененным веществом, которое хорошо впитывает загрязнения с поверхности воды. При утечке нефтепродуктов установка таких боновых заграждений обязательно. Примечательно, что даже на восьмой день аварии спасатели все еще продолжали менять боны несколько раз в день.
Пусть Пушкин платит штрафы
По делу о разлитом топливе было возбуждено дело о проступке и в ходе расследования оценивали, сколько топлива попало в окружающую среду. Департамент предупредил, что расследование займет очень много времени.
Когда происшествию «стукнуло» два года, Rus.Postimees обратился к Департаменту окружающей среды чтобы узнать, в каком состоянии дело. «К счастью, выяснилось, что большая часть вытекшего топлива осталась в защитной обваловке терминала», - сообщил Департамент окружающей среды. Тем не менее, загрязнение было серьезным и на компанию-собственника терминала было решено наложить штраф в размере 40 000 евро.
Вот только руководство AS Maardu Terminal оказалось не лыком шито - терминал обжаловал решение Департамента окружающей среды о штрафе и Харьюский уездный суд его отменил. Более того, суд закрыл дело о проступке в связи с отсутствием состава виновного деяния. Департамент окружающей среды подал кассационную жалобу в Верховный суд, но она не была принята в производство.
Дизель травит живые организмы
Экотоксиколог Тартуского университета Рандел Крейтсберг поясняет, что даже 1-2 тонны дизеля загрязняют окружающую среду на месяцы, а если это были десятки тонн, то загрязнение будет сказываться годами и это уже до конца не исправить. «Обычно считается, что нефтепродукты не растворяются в воде, но на самом деле они труднорастворимые, - говорит Кретсберг. - Когда дизель попадает в воду, он образует на поверхности пленку. В виде пузырьков дизель попадает во все организмы в водоеме, даже в те, что живут на дне». По его словам, так же как люди, рыба болеет раком и опухоли возникают именно под воздействием различных чужеродных и ядовитых веществ в окружающей среде.
Более того, загрязнение из ручья легко распространяется, разрушая природную пищевую цепь на десятки километров вокруг. «Например, улитки или ужи гибнут в результате загрязнения, а птицы и мелкие животные съедают их вместе с токсинами. И все это разносится очень далеко» - рассказывает Крейтсберг, - но беда еще и в том, что загрязнения имеют накопительный эффект. В промзоне вокруг порта Мууга природные механизмы самоочищения работают крайне слабо из-за постоянной повышенной нагрузки. Этот ручей, который несет токсичные вещества в Муугаский залив, уже очень давно загрязняли. Муугаский залив - один из самых загрязненных участков на морском побережье Эстонии».
Увы, заплатить за восстановление экосистемы придется налогоплательщикам, поскольку терминал оказался не виноват.